Христос сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф. 5:4).
Что Иисус Христос хотел сказать словами «блаженны плачущие»? — Разумеется, Он не имел в виду слезливых, мрачных и унылых людей. Христос, поучая учеников Своих, «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лук. 18:1).
Фарисеи Его дней превратили служение Богу в лицемерное притворство. Они в дни постов посыпали свою голову пеплом и делали печальный вид. А Христос предостерег:
«...не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям...» (Матф. 6:16).
Плач бывает разный. Есть плач, о котором можно сказать, что он совершенно излишний. Бывают слезы напускные, чтобы вызвать снисхождение к своим прихотям. Так, например, плакала Далила и усиленно просила Самсона, чтобы узнать тайну его силы и предать его (Суд. 14:16-17). Бывают и слезы ропота, как у Израильского народа, о котором написано:
«Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти: а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?» (Чис. 11:4. См. Чис. 11:10; 14:27-30, 1-2).
Итак, подобные слезы прихотей — это тоже печаль, так называемая «печаль мирская». Но есть и серьезные слезы покаяния — печаль сокрушения, печаль ради Бога, как написано: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).
Христос же в Нагорной проповеди, говоря о блаженстве плачущих, имел в виду людей, которые чувствуют глубокую печаль ради Бога, которые утружденные и обремененные своим прошлым. И которые, становясь на путь воздержания от греха, сокрушаются духом и сердцем, оплакивая существенные упущения, свои погрешности и свою несправедливость.
И естественно, что печаль, в результате угрызения совести, сопровождается внутренним сокрушением — терзанием души, и плачем; вызывает не только сетование на свои грехи, но и воздержание от них. Можно ли назвать человека блаженным или счастливым, если он, видя свои недостатки, грехи и пороки, ведущие к вечной погибели, спокоен и не встревожен?
Но если человек, уразумев свое низкое состояние и поняв свою духовную нищету, порочность и испорченность своей жизни и совести, а также греховное отношение к Богу остановился на путях своих, встревожен, скорбит и плачет — это и есть первый и главный шаг к примирению с Богом — прощению и помилованию. Это счастье, более того, блаженство! И к этому блаженству призывал Бог, как написано в книге пророка Иоиля:
«Но ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил. 2:12).
И Христос, когда сказал «блаженны плачущие», имел в виду тех, кто в плаче обращается к Богу. Они-то и получат утешение от Него. Об этом говорил в свое время и апостол Петр, который, обращаясь к народу, сказал:
«Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, Да придут времена отрады от лица Господа...» (Деян. 3:19-20).
Итак, покаяние и плод покаяния — обращение к Богу в смирении и плаче — это и есть личное участие человека в том, чтобы загладились грехи, и пробуждает его дух, и дает силу к воздержанию от греха. Плод духа — воздержание — проявляется оставлением грехов, в смирении и плаче.
Такой плач был и у Давида, который написал:
«Господи! не в ярости Твоей обличай меня, и не во гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;... Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6:2-3, 7).
И еще Давид писал о себе: «Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне; Я согбен и совсем поник, весь день, сетуя, хожу;... Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего... Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем» (Пс. 37:5, 7, 9, 19).
Не напускные слезы на вид пред людьми, а настоящее сокрушение возможно только тогда, когда Дух Святой обличит о грехе (Иоан. 16:8), и грешник убеждается в достоверности того, что ожидает не обратившегося грешника.
То есть — когда грешник становится уверенным и верит Божиим предупреждениям. Так автор 115 псалма, о причине своего сокрушения, написал:
«Я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен» (Пс. 115:1).
Еще следует вникнуть в то, что означает слово сокрушение.
Русское слово сокрушение применяется в двух значениях:
1) ломать, разбивать, дробить, уничтожать силою.
2) перелом во внутреннем состоянии — разрушение высокомерных и своевольных воображений, плач и терзание души в результате угрызения совести. В изучаемом нами Слове Божием говорится о сокрушении, которое происходит в духе человека в результате покаяния. А поэтому под словом сокрушение следует понимать внутреннее состояние разбитости пред Богом. Итак сокрушение пред Богом есть глубокое сожаление о совершенных проступках, выраженное угрызением совести, сетованием на свои грехи, разбитостью, страхом и стыдом за совершенное, то есть осознание своей виновности, скорбь и печаль. Такое сокрушение, как правило, сопровождается плачем и сетованием на свои грехи. Печаль о своей греховности — это печаль не бесконечная. Господь обращает особое внимание на сокрушенных духом. Об этом написано еще в книге пророка Исаии:
«Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед Словом Моим» (Ис. 66:2).
И еще читаем:
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15, Пс. 33:19).
Итак, о Боге написано, что «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс. 146:3).
И Христос сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матф. 5:4).
В чем же заключается это утешение? В жизни часто бывает, что скорбь давит на душу, и добродушные слова с хорошим намерением, как например: не унывай, друг! нас не подбадривают и не утешают, так как причина скорби при этом остается такой же. И такие призывы порой увеличивают наше чувство беспомощности. Но Божье утешение есть подлинным утешением. Так, в книге пророка Исаии записаны слова Самого Бога, Который сказал:
«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну» (Ис. 43:25).
Кроме этого написано, что «Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасает» (Пс. 33:19).
Это и есть настоящее утешение. Напряжение, утружденность и обремененность, возникшая в результате блуждания по греховным путям, заменится радостью примирения с Богом и тем, что стали на истинный путь спасения, и получили его. Христос заботится о всех утружденных и обремененных своими грехами. Он их звал к Себе. Его призыв с такой же силой звучит и сегодня! Он приглашал:
«Придите ко Мне все труждающие и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28).
Точно так, как боль предшествует естественному рождению, так и печаль раскаяния во время обращения предшествует духовному возрождению.
Нет такого человека, который мог бы по праву быть удовлетворенным своею праведностью пред святостью Божией. Однако, к сожалению, многие люди, не встретившись со святостью Божией, не встревожены своим прошлым и не склоняются к печали о своих грехах. Популярное выражение — Ну и что! — хорошо раскрывает отношение многих людей к серьезным вопросам жизни. И их не тревожат угрызения совести. Им важнее то, чтобы нравиться самому себе и удовлетворить свои чувства, свою похоть, свой произвол, а о последствиях и не думают.
Конечно, есть люди настолько инертные, что их не беспокоит их прошлое, их совесть не угрызает. Это люди с омертвелым духом — духовно мертвые. Но оплакивающие свое прошлое, опорочившее их совесть, приближает Самого Бога, открывает Его милость и оживляет дух таковых. Однако это не значит, что в этом случае обязательно должен быть громкий и сильный плач. Обращение может быть с глубокой скорбью и без шума. Но искренняя печаль и желание обратиться к Богу приведет к обращению со всеми его последствиями.
В древности, чтобы получить прощение у Бога, необходимо было приносить в жертву Богу животное. Но когда согрешил Давид, то в раскаянии своем он обратился к Богу и сказал:
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои... Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:3, 18-19).
Когда Петр во дворе первосвященника, отрекаясь от Христа, клялся и божился, что не знает Иисуса, в это время Иисус взглянул на него, и этот взгляд коснулся сердца Петра, и он, «вышед вон, горько заплакал» (См. Лук. 22:61-62). После смерти Христос воскрес и передал ученикам, чтобы они Его ожидали в Галилее, так как Он намерен их видеть. До некоторой степени мы можем понять сердечное горе Петра, который, как можно предполагать, думал, что воскресший Христос, безусловно, желает увидеть учеников, но навряд ли его. Петру было горько и стыдно встретиться с Христом, ведь он сам отрекся от Него, и теперь отвержен. И вдруг приходит Мария и говорит, что видела Ангела Божия, который сообщил, что Иисус воскрес, и еще сказал: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Матф. 16:7).
Мы, естественно, не совсем можем понять утешение Петра, который, услышав свое имя, понял, что он помилован и не отвержен. Он не забыт у Бога! И, разумеется, Петр вспомнил слова Христа, сказанные Петру наперед, еще до отречения:
«Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утвердил братьев твоих» (Лук. 22:32).
Так Господь и сегодня ходатайствует и утешает всех плачущих о своих грехах. Но что может сравниться с той радостью, которая ожидает их в Царстве Божием и особенно во время встречи со Спасителем? Об этом написано:
«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Это и есть то блаженное утешение, которым утешатся все те, кто оплакивал все свои погрешности. Однако не следует думать, что Бог утешает только в вечности. Он утешает сразу всех, кто опечален о своей греховности и обращается к Богу. Так Господь утешил грешную женщину, о которой повествуется в Евангелии от Луки:
«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром; И, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром, — Христос ей же сказал: прощаются тебе грехи» (Лук. 7:37-38, 48).
Итак, покаяние и достойный плод покаяния — это не минутный плач под наплывом чувств, как понимают некоторые, а сознательное действие, направленное на примирение с Богом.
Примером такого покаяния и обращения может быть мытарь, о котором рассказал Христос: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лук. 18:13)
И как видно из этого повествования, что мытарь, покаявшись, став нищим духом, «не смел поднять глаз на небо» и сокрушался, «ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!»
Здесь следует обратить особое внимание, что всю силу внутреннего сокрушения духа и сердца может прочувствовать только сам человек, а знать об этом — Бог. Но со стороны невозможно определить, насколько глубоко сокрушение, так как внешне проявляются только индивидуальные эмоциональные особенности характера человека. Один может проливать потоки слез, а другой — ни слезинки, но внутренно терзаться и сокрушаться духом и сердцем. Здесь важно то, чтобы человек, будучи обременен и удручен своим греховным состоянием, обратился к Богу с молитвой: Будь милостив ко мне, грешнику, и прости меня! То есть важно примириться с Богом. И в этом кроется большое блаженство, о котором в свое время писал Давид:
«Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» (Пс. 31:1-2)
И действительно, если кто в результате своего покаяния обратится к Богу и, смирившись, сокрушаясь и плача, получает прощение, это истинное счастье и, более того, блаженство! Это утешение и отрада от Самого Бога!
Поэтому «Блаженны плачущие, ибо они утешатся! (Матф. 5:4)