Накрыла ностальгия, и я в очередной раз пересмотрел "Москву - Кассиопею". Несмотря на многогранность фантастического кино и огромные бюджеты картин, снятых позже этого фильма, творение режиссёра Ричарда Викторова хочется пересматривать снова и снова.
Я задал себе вопрос: а в чём же секрет этого не похожего на остальные фильма и его продолжения? Какие элементы сложились воедино, чтобы "Москва - Кассиопея" получилась такой, какой её увидели и запомнили несколько поколений мальчишек и девчонок?
Мне кажется, дело в нескольких удачных сочетаниях, которые я рассмотрю по очереди. У фильма есть продолжение, "Отроки во Вселенной", но я сконцентрируюсь на первой части. Большой архив полезных материалов я нашёл на замечательном фан-сайте дилогии.
1. Сюжет и сценарий
Сценарий фильма написали Авенир Зак и Исай Кузнецов, литературный дуэт, образовавшийся в 1950-х. Вместе они писали сценарии для телепрограмм и театра, а также кино («Достояние республики», «Пропавшая экспедиция» и др.) В литературном сценарии на первой странице указан жанр фильма - фантастическая комедия.
Идея о том, что героями фильма будут подростки, сегодня не кажется оригинальной. Но какие же обаятельные образы выведены авторами! Сюжет даёт примеры для подражания - придумывать звездолёты, ходить в кружок космонавтики, заниматься науками, и это большой плюс фильма.
Повествование довольно быстрое, оно умещает любовные линии героев, общение с учёными, тренировку и полёт к звезде Шедар, а также сразу несколько приключений в полёте. При этом все персонажи успели раскрыться с разных сторон.
2. Загадки без решений
Я насчитал три вопроса, которые появляются у зрителя и намеренно не получают ответов от создателей фильма. Первый - это обворожительный И.О.О. Иннокентия Смоктуновского. Кто этот человек (?), способный перемещаться во времени и пространстве, менять костюмы героев и доставать выброшенные в канализацию записки? Кто-то считает, что это намёк на работников спецслужб, или просто рассказчик. Но ни тот, ни другой не способны на такие чудеса.
Второй вопрос - это отсек "Сюрприз", в котором можно воссоздавать разные локации и объекты. Объём отсека ограничен, но наполнение неотличимо от реальности (трава, вода, песок, ванна, предметы в квартире и т.д.) Что это - молекулярный синтез? Виртуальная реальность?
И третий вопрос - это белый кот академика Филатова. Первый раз он появляется на руках его жены, когда её встречают Середа и Козелков, а второй раз - в отсеке "Сюрприза", когда обнаруживается Лоб. Но звездолёт уже улетел с Земли! Откуда на нём кот? Тоже "заяц"?
3. Техническая, архитектурная эстетика и костюмы
Даже сегодня интерьеры "ЗАРИ" и костюмы экипажа выглядят стильно. Требуется, конечно, скидка на возраст фильма, но мне очень нравятся эти приборные панели с большими экранами. Обратите внимание, как немного здесь кнопок, и сколько места занимают дисплеи.
В унисон смотрятся "Центр подготовки космонавтов" и школа Середы - смелая архитектура советского модернизма в окружении полей и парков. О моём любимом совмоде я уже писал.
В итоге эти и другие плюсы складываются в картину с простой фабулой, но мощным посылом, яркими сюжетными и операторскими находками (чего стоят съёмки "невесомости"). Для меня нет другого фильма, который бы так же поднимал настроение, наполнял светлыми чувствами и смотрелся с таким упоением.
А за что вы цените "Москву- Кассиопею"? Делитесь мнением в комментариях.
Подписывайтесь, мы публикуем лучшую фантастику!