Найти в Дзене

Я видел демонов. Они похожи на людей

Оглавление

5 марта калужанин Иван Любшин был осуждён на 5 лет тюрьмы за 3 комментария во «ВКонтакте». Этот приговор ознаменовал новую политическую эпоху, которая незримой инфекцией проникла в наш регион. Она намного страшнее коронавируса, потому что может скосить почти любого, а опаснее всего для тех, кто честно и открыто выражает своё мнение. Отныне реальный срок за слова ― это не только истории на страницах московских СМИ, чьи-то страшные, но далёкие трагедии. Чудовище подобралось ближе. Оно прячется в самом центре Калуги, готовое в любой момент поломать чью-то жизнь в Юхнове или Спас-Деменске, Жиздре или Козельске. И у него уже есть первые жертвы.

5 марта именем Российской Федерации было признано, что даже фраза «терроризм как таковой не оправдываю, конечно, но...» является оправданием терроризма. Оцените градус безумия! Равнодушным голосом зачитав приговор, тройка бесчувственных истуканов вернулась в Москву, чтобы отметить 8 марта. Юрий Зельников, уполномоченный по правам человека, к тому моменту уже уехал домой. Видимо, рабочее время закончилось, а задержки ему не оплачивают. На сайте Зельникова никакой информации о деле так и не появилось. Наверно, оно не настолько важно, как юридическая консультация на «35 механическом заводе». Не теряли энтузиазма только операторы «ГТРК Калуга». Они приехали за час до ареста, чтобы состряпать заказной сюжет. Смеялись, торчали в телефонах, настраивали камеру. Кажется, они пребывали в полной уверенности, что их это горе не касается и никогда не коснётся. Рядом стояли родители Ивана, потрясённые и потерянные.

Не стану отрицать: Иван Любшин ― совсем не тот человек, которого обычно ставят в пример. Он был в сложных отношениях с родителями, пил и употреблял психотропные препараты, чтобы справиться с депрессией. Но делает ли это приговор справедливым? Допустимо ли отправлять в тюрьму за слова, если они не причинили никому вреда и не содержали явной угрозы? Если цель государства ― предотвращение терроризма, то может быть не стоит уравнивать реальных преступников и обычных пользователей соцсетей? В России 2020 года это кажется невозможным и фантастическим, но представьте, что после обнаружения комментариев ФСБшник Артём Боровков не потирает руки в предвкушении премии, а садится и пишет письмо: «Уважаемый Иван, я считаю, что на вашей странице в соцсети «ВКонтакте» есть оправдание терроризма в комментариях А, Б и В. Это подтверждается экспертизой, которую провели две старухи в КГУ. Предупреждаю, что против вас может быть возбуждено уголовное дело, если вы их не удалите». Цензура? Безусловно. Такую страну свободной не назовёшь. Однако «терроризм» побеждён, а овцы целы. Нынешний же исход я воспринимаю как месть силовиков. Вместо реальных сроков за пытки, которые должны были получить они сами, чекисты добились приговора своей жертве. И это ― наша общая вина.

Размышления о безответной любви к родине

5 лет тюрьмы ― само по себе дико и страшно. Но, чтобы понять ситуацию нагляднее, давайте сравним средства и усилия, которые государство потратило на помощь Ивану и его уничтожение.

Фото с Яндекс.Карт
Фото с Яндекс.Карт

Это ― дом, в котором он жил. Обшарпанная и заплесневелая сталинская двухэтажка, построенная пленными немцами. Таких домов в Калуге довольно много. Окна выходят на оживлённое шоссе и промзону, внутренний двор ― сплошная грязь. Старая лестница прогнила, полы тоже. Здание признали аварийным осенью 2016 года, его должны были расселить в течение 3 лет. Но, как видите, репрессивный аппарат в России работает намного лучше, чем чиновничий.

-3

Ну как, вы уже чувствуете эмоциональный подъём? Восхищаетесь продуманными общественными пространствами, ухоженным двором, удобными велодорожками? Разве можно не гордиться своей страной, живя в таком замечательном месте?

Квартира куплена матерью Ивана в ипотеку под 12,5 % годовых на 17 лет. При рыночной стоимости чуть более 1 млн рублей за неё придётся выплатить 2,5 млн. Кредит выдал «Сбербанк» ― тот самый, который предлагает ипотеку жителям Чехии под 2,29 % годовых. Россияне такой возможности, видимо, не заслужили. Они недостаточно патриотичны.

-4

Что же помешало взрослому мужику самому заработать на квартиру, спросите вы? Ответ прост: наше заботливое государство. Именно оно заблокировало все его счета и карточки после предыдущего уголовного дела. Там тоже была соцсеть «ВКонтакте», где Иван сделал несколько репостов. Основой обвинения стал ролик о военном параде 1939 года в Брест-Литовске. В нём участвовали советские и немецкие войска, сохранились фотографии, видео и документы. Вместо того, чтобы признать историческую правду, крючкотворы состряпали аж 10 томов уголовного дела. Но те времена были ещё вегетарианскими. Иван Любшин отделался «всего лишь» штрафом в 400 тысяч, впоследствии сокращённым до 200. Многие работодатели опасались связываться с ним, когда узнавали о судимости и списке Росфинмониторинга (сейчас Любшин исключён из списка). Впрочем, если работу всё-таки удавалось найти, государство не забывало начислять налоги, а он исправно их платил.

А теперь оцените усилия, которые были потрачены на уголовное дело. Они, мягко говоря, несопоставимы с размером помощи:

  • работа следователя СК на протяжении почти года (минимум 1 млн рублей, не считая 30% отчислений в различные фонды)
  • 2 лингвистических и психологических экспертизы (минимум 100 тысяч)
  • работа следователя ФСБ, который героически обнаружил опасного преступника, не выходя из кабинета
  • 2 прокурора на процессе
  • 3 судей, приехавших из Москвы (зарплата каждого минимум 5000 в день, не считая проживания в гостинице. Процесс шёл 2 дня)
  • судебные приставы и автомобиль для доставки в СИЗО
  • 3 пропагандистов с «ГТРК Калуга», машина, водитель и монтажёр.

Вместо заключения

Дело Ивана Любшина идеально иллюстрирует приоритеты путинской системы. Это отнюдь не врачи, учителя и рабочие. Не наше благосостояние, здоровье, образование и безопасность. В первую очередь она будет защищать тех, кто защищает её. Если понадобится, чёрное будет признано белым. Конечно же, именем Российской Федерации. Это недвусмысленный знак всем жителям Калужской области, что отмалчиваться больше нельзя. Любое бездействие отныне преступно. Тот, кто проигнорирует этот знак, станет соучастником системы, разделит моральную ответственность за все её преступления.

«Я ничего не могу сделать», ― скажут многие из вас. Это самообман! Прямо сейчас вы читаете статью, написанную обычным человеком, не журналистом и не блогером. Разместить её в своих соцсетях ― крохотный, но важный шаг. Если опасаетесь, что вас самого (саму) могут заподозрить в оправдании терроризма, напишите сопроводительный комментарий, что согласны не со всем, но дело возмутительное. К сожалению, мы дожили до момента, когда приходится перестраховываться, выражая свои мысли.

Пожертвовать 100-200 рублей независимым СМИ тоже может почти любой. А ещё лучше ― оформить ежемесячный платёж. Как понять, какие СМИ адекватные и независимые? Да хотя бы по упоминанию Ивана Любшина. Если издание писало об этом деле, то заслуживает поддержки. К счастью, в России (но не в Калуге) пока ещё осталась честная журналистика.

Вы готовы участвовать в митингах? Отлично. Это самое эффективное средство, чтобы отстоять свои права. Именно митингов власть боится больше всего, но и организовать их труднее, чем проявлять интернет-активность.

Наконец, штаб Навального в Калуге уже несколько месяцев ищет руководителя. Если вы не боитесь давления спецслужб и готовы работать с людьми, то попробуйте свои силы. Оплата достойная, но свободного времени почти не будет. Ведь политика ― это призвание, а не работа.

Продолжение следует...