5 марта в рамках лекции Школы журналистики HSE Press шеф-редактор «Дождя» Анна Немзер рассказала историю канала. Почитайте коротко о главном: про платную подписку, роковой вопрос, митинги и онлайн-вещание.
История «Дождя»: как оставаться независимым сегодня.
«Так уж сложилось, что независимая тележурналистика сегодня – это только канал “Дождь”. Других, увы, нет».
Поворотная история с телеканалом произошла в 2014 году: ушли кабельные операторы и часть аудитории, пропала реклама, арендодатель расторгнул договор. Чтобы понять причину этого, нужно вернуться немного назад.
2010 год. Отпочковавшись от радиостанции «Серебряный дождь», появился телеканал «Дождь».
Это было новое слово в телевидении: модный и молодежный канал, работающий по технологии DIY. «Брали непрофессиональных ведущих либо совсем без опыта, либо без опыта телевизионной журналистики и учили их работать в кадре, с камерой. Делали всё примерно на коленке». Телеканал нащупывал свою повестку, свое направление работы.
«За этим мощным экспериментом, — вспоминает Анна, — было очень любопытно наблюдать со стороны».
Постепенно «Дождь» встал на ноги. Пришла реклама, а значит, появились деньги. Канал открылся широкой аудитории: вещание шло не только на сайте, но и в некоторых пакетах каналов. «К определенному моменту известность ведущих “Дождя” была сопоставима с известностью ведущих федеральных каналов».
2011–2012 годы. 24 сентября Президент Медведев объявил, что в марте состоится «рокировка». А в декабре состоялись Думские выборы с чудовищными фальсификациями. Это не могло не спровоцировать недовольство – начались митинги. Самой известной акцией протеста того периода стал «Марш миллионов» 6 мая 2012 и последовавшее за ним «Болотное дело». Всё это время телеканал продолжал работу: показывал задержания, рассказывал про обвинения и сроки. «Объективно освещая события, “Дождь” потихоньку дрейфовал в сторону оппозиции, хотя от лейбла “оппозиционного канала” он всю жизнь открещивается и не берет на себя этот груз». Канал всегда старался поговорить со всеми сторонами конфликта. Тем не менее телеканал «Дождь» всё больше закрепляется как «нелояльный власти».
Наступил 2014 год. 26 января – накануне годовщины снятия блокады Ленинграда – в эфир вышел выпуск программы «Дилетанты». В ходе обсуждения был проведен опрос: «Нужно ли было сдать город, чтобы спасти сотни тысяч жизней?». После этого «Дождь» разместил этот вопрос в своих соцсетях – это было обычным делом, так как «Дождь» сотрудничал с «Дилетантами» уже давно.
«Вот здесь судьба “Дождя” разворачивается на 180 градусов – он оказывается на грани смерти за один месяц». С возмущением “как вообще можно задавать такой вопрос?!” от канала отворачивается часть аудитории. Уходит вся реклама, почти все кабельные операторы. Бизнес-центр «Красный Октябрь» — там располагался офис «Дождя» — досрочно расторгает с ним договор.
«Любое медиа знает, что в какой-то момент ты так или иначе допустишь ошибку, за которую тебе придётся извиниться».
Но здесь извинения не помогли. Следующие месяцы «Дождь» доживал на остатки денег. Пропали драйв, смелость, энтузиазм.
В сложившейся ситуации редакция принимает тяжелое решение: делать платную подписку. Новости остаются бесплатными, но для просмотра эфира нужно купить тот или иной вариант подписки. «С этого момента “Дождь” становится абсолютно независимым: и от инвесторов, и от государства. Если зрителям мы интересы, они нам это демонстрируют рублем». Из-за этого «Дождь» теряет часть молодежной аудитории – взросление канала стало платой за независимость. Платная подписка создала сложные дилеммы вокруг бомбических социально значимых материалов: сделать доступ к ним открытым и лишиться заработка или оставить под замком, что не очень этично?
Видеозапись лекции Немзер в Высшей школе экономики
Летом 2019 года «Дождь» вел открытые прямые эфиры с протестов, задержаний. «Если ты неравнодушен к политике, в момент какой-то движухи ты идешь на “Дождь”, потому что у “Дождя” там корреспондент. Это было и остается нашим преимуществом». С открытыми репортажами канал продержался полгода, а затем вернулся к подписке и в таком формате работает сейчас. Минусов достаточно: журналистам сложно работать «взаперти», ушла неплатежеспособная аудитория, свернули интересные, но неприбыльные проекты. Всё это перекрывается жирным плюсом: «Дождь» — независимое российское медиа.
В истории «Дождя» было всё: взлёты и падения, дилеммы и трудности. По мере взросления у канала менялась аудитория, локация, подход. Но идея, сущность всегда оставалась неизменной: «Дождь» — канал, которому не всё равно.
Конспекты других лекций: Как делать свой подкаст: советы от лучших подкастеров 2019 года (подкаст «Эторазвесекс»)