Найти тему

Дистанционное образование: мучение или учение?

Оглавление

Профессор, доктор исторических наук Валерий Соловей о дистанционном образовании.

Последние два месяца мне задают постоянно один и тот же вопрос, касающийся моего отношения к дистанционному обучению, и к возможности полного перехода на дистанционное обучение. Опыт последних двух месяцев меня бесповоротно убедил в том, что дистанционное обучение ни в коей мере не может заменить традиционный метод обучения. Того очного обучения к которому мы с вами привыкли, в котором выросли мы, наши родители и наши дедушки с бабушками. Дело не только в том, что технически мы не готовы, а во многих местах это чистая правда, дело в том, что содержательно и по типу коммуникации не существует альтернативы личной коммуникации, это самый эффективный метод коммуникации из всех существующих, в том числе по части усвоения знаний.

Дети настолько устали от дистанционки, что хотят в школу
Дети настолько устали от дистанционки, что хотят в школу

Дистанционное обучение, с моей точки зрения, может использоваться:

  • в экстремальных ситуациях наподобие той которая сейчас сложилась не только у нас в стране, но и во всем мире
  • как дополнительный способ, например, в заочном образовании или на разного рода курсах
  • и может так же дистанционное обучение использоваться спорадически, то есть если вам или вашим детям надо прослушать какой-то курс или возможно даже несколько тем из курса, в этом случае дистанционная методика вполне подходит.

Но я сразу хочу сказать про ограничение, даже если вы используете дистанционное обучение как дополнительное. Оно требует очень высокой самоорганизации. Та статистика, которая имеется и показывает, что из начавших учиться по дистанционному методу, то есть людей, желающих освоить тот или иной курс, к концу подходит гораздо меньше, чем если это было бы очное посещение курса.

Учителям стало легче?

Усилие преподавателей в дистанционном обучении гораздо больше, чем их усилия при непосредственной личной коммуникации, я думаю учителя могут об этом рассказать уже целые легенды, насколько это тяжело для них оказалось, не говоря уже о том, что дистанционное обучение весьма затратное по ресурсам, плюс надо владеть специальными навыками и техническими знаниями, допустим подготовке презентации и тому подобными вещами, это требует специальной длительной подготовки и обучения, но даже если вы готовы заниматься дистанционным обучением вы учитель, вы прекрасно знаете, что она все равно не в состоянии заменить по своему качеству, по своему содержанию, главное по эффекту усвоения традиционную методу обучения.

Подготовка к ЕГЭ на дистанционном обучении

Тем не менее я советую использовать дистанционное обучение для работы с репетиторами, когда ваши дети готовятся к сдаче экзаменов, готовятся к поступлению в ВУЗ. Почему? Потому что это экономия времени, а время при подготовке к сдаче ЕГЭ при поступлении в ВУЗ это чуть ли не самый главный наш ресурс, времени катастрофически не хватает и детям, и их родителям, поэтому в этих случаях использования дистанционного обучения приемлемо.

Расстановка приоритетов

Также необходимо распределять приоритеты, что важнее на что необходимо обращать внимание, чему стоит посвящать значительную часть сил. Почему это очень важно распределить приоритеты, потому что к окончанию школы, к моменту поступления в ВУЗ ваши дети должны оставаться психически и физически здоровыми. Я наблюдал много случаев к сожалению, когда дети добивались того результата, который от них требовали родители, но ценой этого результата оказывалась оборотная сторона - психическая нестабильность. Пожалуйста, решите вам нужны здоровые дети или все-таки дети, которые выполнили ваши планы и потом вам придется их долго лечить.

Делитесь в комментариях, как у вас проходит дистанционное образование.