Найти в Дзене
THE WAY OF MAN

О сытой жизни директоров столичных школ

Оглавление
Москва, Россия
Москва, Россия

Здравствуйте! Я как бывший работник столичного образования хотел бы приоткрыть глаза общественности на проблемы в образовании, о которых не принято открыто говорить. И затронуть не очень понятную со стороны, но важную тему. Я расскажу Вам немного из того что мне известно о столичных директорах.

Доход директора образовательной организации в нашей стране является открытой информацией, которую каждый может легко найти на сайтах соответствующих департаментов. Диапазон впечатляет: годовой доход директора сельской школы в отдаленном регионе может составлять менее трехсот тысяч рублей, а для директора московской школы доход может составлять девять миллионов рублей в год(разница в 30 раз) и это не предел. Я подчеркиваю, что это не доход от бизнеса или продажи личной собственности, а только от заработной платы и премий.

Должна ли работа директора школы в отдалённом регионе оплачиваться государством в 30 раз скромнее, чем работа директора московской организации образования? Конечно, следует иметь в виду, что столичная школа на самом деле является крупным образовательным комплексом, но это вряд ли может служить убедительным оправданием для такого большого разрыва.

Но и на этом столичные директора и представители администрации столичных школ не унимаются. Несмотря на огромные зарплаты, многие из них имеют дополнительные источники дохода в "чёрную". И это происходит вопреки попыткам правительства сделать максимально прозрачными все процессы начиная от зачисления детей в школу через Госуслуги, заканчивая синхронизацией с различными базами данных(электронный журнал и прочие), что по логике вещей исключает серые схемы. Но здесь не всё так очевидно, как кажется простому обывателю со стороны.

Хозяйственную деятельность и серые "госзакупки" я даже не рассматриваю(хотя средства там из бюджета выделяются колоссальные, что определенным образом тоже обеспечивает некий коридорчик для манёвров). Просто это совсем другая тема.

Администрация школ имеет дополнительный доход в свой личный карман от родителей тех детей, которые школу фактически не посещают. Здесь, собственно говоря всё ясно и давно описано в романе Гоголя "Мёртвые души". Таких в каждой школе по моему опыту с десятка три наберётся. А где же эти дети? А дети эти, по большей части учатся за границей(в США, в Великобритании и др. развитых странах). То есть фактически школу они не посещают в течении года, но государство выделяет на них финансирование. Держать в школе таких детей это настоящая головная боль для администрации, особенно в выпускных классах, когда требуется аттестация по предметам, а у многих из них оценок просто нет ни по одному предмету. В этом случае администрация начинает давить на учителей, чтобы те проставили аттестацию. Учителя придумывают какие-то задания в разных форматах, о качестве образовательного процесса здесь говорить не приходится. Разумеется, об отчислении "золотой молодёжи" и речи быть не может. Ну и конечно, как вы уже наверняка догадались, о бесплатности такого "сервиса" как опека администрации, в наше время, говорить вряд ли приходится. Прайсы разнообразные (зависят от престижности заведения), они ограничиваются лишь жадностью руководства образовательного учреждения. Вот и считайте, если таких детей несколько десятков, сколько загребает администрация школы. Не о говоря уже о некоторых недобросовестных педагогах, которые тоже не гнушаются полакомиться. Но я здесь говорю не про них.

Я так понимаю, что это старая болячка в системе школьного образования с давних времён. Попытка в новом законе закрепить форму очно-заочного обучения провалилась. Никому не охота на местах выполнять этот закон по разным причинам, в том числе, одна из причин - высокая загруженность учителей, им просто некогда заниматься с очно-заочниками. Фактически те дети, которые числятся на очной системе, но школу не посещают и проживают за границей, ничем не отличаются от детей на очно-заочной форме обучения. То есть по сути форма обучения эту проблему принципиально никак не решает.

Московские директора ведут себя как ханы на своей вотчине. А самое печальное в этой ситуации, что большинство коллег знают обо всём этом беспределе, но робко молчат, боясь за свои рабочие места. Оно и понятно. Департамент может легко заблокировать любого педагога и запретить ему педагогическую деятельность через кадровую систему. Несмотря на всё это некоторые смелые коллеги пишут в органы и соответсвующие инстанции. Правительство страны и министр Москвы знают о происходящем безобразии. Но как показывает практика, наказывают они лишь тех, кто "хапнул" уж слишком много. И то очень лояльно, переводом в другую школу или ещё куда-нибудь, например, в "скамейку запасных".

Вот и цветут они махровым цветом как маки после дождя... Их тусуют, как карты с места на место в последнее время, а воз и ныне там!

Вспоминается отрывок из одного российского телесериала.