Лорна - албанская иммигрантка, живущая в Бельгии и мечтающая открыть бар вместе со своим парнем, Соколем. Однако для получения гражданства ей пришлось заключить фиктивный брак с наркоманом Клоди, которого нашел знакомый Соколя, Фабио. По плану, Клоди скорее всего скоро умрет от передозировки - или ему ее устроят, - после чего Лорна, уже как гражданка Бельгии, вновь заключит фиктивный брак и получит за это кругленькую сумму. Ждать остается недолго - вот только Клоди пытается общаться с Лорной, и в какой-то момент просит ее помочь ему излечиться...
Братья Дарденн - любимцы множества кинофестивалей, двукратные победители Канн и номинанты на "Оскар". Режиссеры-самоучки, начинавшие в документальном кино, в 90-х завоевавшие мир своими картинами, которые критики относят к жанру социального гиперреализма. Выходцы из маленького индустриального городка, Дарденны сами пишут сценарии собственных фильмов и работают с одним и тем же оператором Аленом Маркоэном вот уже более 20 лет. Любители "мешать" в кадре непрофессионалов с профессионалами и помногу раз использовать "своих" актеров, как это было с тем же Жереми Ренье, играющем в "Молчании Лорны" Клоди - впервые он снялся у Дарденнов в возрасте 15 лет. Никаких "открыточных" пейзажей - только угрюмые индустриальные пригороды и промзоны. Никаких глобальных политических или экономических событий. Музыка - только фоном, доносящаяся из колонок, плееров либо звучащая по радио.
Главное в фильмах Дарденнов - люди и моральный выбор, перед которым они оказываются. И борются персонажи не столько за выживание, сколько за право называться человеком: в каждом фильме есть идеи прощения, раскаяния, искупления грехов, но "срабатывают" они куда лучше, чем у иных мастеров, ибо зрителя плавно подводят, а не "тычут" в них лицом. Очень часто в их фильмах есть дети - как побуждающий фактор, как двигатель сюжета. Многие ключевые события остаются за кадром - мы видим лишь их последствия. И, наконец, в фильмах Дарденнов всегда есть объятие: крепкое, отчаянное, пронзительно искреннее - почти до боли.
В "Молчании Лорны" имеется все вышеперечисленное: немногословная главная героиня, изо всех сил старающаяся отстраниться от навязанного мужа и любых взаимодействий с ним; его отчаянные попытки "достучаться" и вполне понятная неприязнь с ее стороны, постепенно сменяющаяся чем-то иным; полукриминальное окружение, ощущение угрозы, реальности и несправедливости всего происходящего...
На деле, "Молчание Лорны", вероятно, далеко не лучший фильм Дарденнов. "Обещание", "Сын", "Розетта", "Дитя" многими по праву ценятся куда выше.
И все-таки в первую очередь рекомендовать хочется именно "Лорну": может быть, просто потому, что в свое время именно с него началось мое знакомство с Дарденнами, поразив и оставив после себя неизгладимое, "обжигающее" впечатление; может быть из-за близкой и понятной социальной темы, прекрасной актерской игры Жереми Ренье или из-за не менее прекрасных глаз Арты Доброши. В любом случае, равнодушными вы точно не останетесь.