Найти тему
Augustin Sokolovski

Лицо Ангела 2

Христос Воскресе!

`Wer Gutes tu dem wird vergeben

So seid recht gut in allen Wegen"

Rammstein, Rosenrot

Так получилось, что когда я размышлял над смыслом словосочетания «Лицо Ангела», в контексте судебного процесса над диаконом Стефаном в «Деяниях Апостолов», мой собрат по священнослужению и коллега по богословскому призванию, иеромонах Иосиф Павлинчук, с которым мы некогда даже написали книгу под названием … «Упразднение Богословия» [1], проповедовал на тему «Лицо Ангела» на своем приходе … в Париже. Конечно же, я попросил о.Иосифа поделиться со мной сказанным.

Парафразирую сказанное Иосифом своими словами. Существует взаимозависимость между тем, как выглядит и, главное, как воспринимается лицо человека и выбранным им для себя образом жизни. Лицо может озаряться внутренним светом или, наоборот, транслировать тьму, отсутствие света, помрачение, вызванные настроением, поступками и делами. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1,5).

Направленность жизни к Свету, в его библейском понимании, создает в нас новую и вполне определенную, инаковую по отношению к миру, гравитацию Добра. Но этого невозможно достичь своими усилиями.

Восточная Традиция настаивает на том, что Дух Святой зримым телесным образом дарует праведникам нетварное сияние божественного света. Но видеть это сияние телесными очами могут только те, кто причастен ему.

В людях, озлобленных, неправедных, посвятивших себя греху, такие обозначенные божественным светом Праведники вызывают неприятие и ненависть. Зло не может терпеть свидетельствующих об Истине. «Жизнь и смерть святого Первомученика — это и награда праведности, это - и вызов неправедности, это – «приветливо глядящие в окно» лучики Новой Зари, воссиявшей в юноше, по имени Савл (ср. Деян.7,59)», - резюмирует о.Иосиф содержание своей Проповеди.

Если сравнить сказанное Иосифом с приведенным выше толкованием Феофилакта, то налицо … сужение перспективы. Феофилакт мыслит в общечеловеческом ключе. Одновременно, он рассуждает в категориях «библейского и прекрасного». Члены Синедриона видели лицо Стефана, «как лицо» Ангела, потому что Бог содействует праведникам. Даже те, кто противится им, испытывают почтение.

В отличие от Феофилакта, Иосиф мыслит в исключительно аскетическом ключе. Как и вся Православная Традиция эпохи постмодернизма, Иосиф мастерски переиначивает новозаветный текст, создавая, своего рода, транс-семантический перевод Библейской Парадигмы.

Если – по словам Умберто Эко - транс-семантика обычно предполагает перевод содержания книги в фильм, и, реже, из фильма в книгу, то, в проповеди Иосифа, мы имеем дело с превращением новозаветного нарратива в пособие по аскетике.

Важно, что именно такое «сужение перспективы» делает одинокое библейское слово Актуальным. Переиначивая немецкое присловье, можно сказать: `Damit kann man schon etwas anfangen`.

(Продолжение следует)

иерей Августин Соколовски (Dr.Augustin Sokolovski)

[1] http://esxatos.com/pavlinchuk-uprazdnenie-bogosloviya.