Должны ли экосистемы иметь законные права? Это может показаться нелепой идеей, но глобальные дебаты по этому вопросу идут полным ходом. В настоящее время Конституция Эквадора признает права природы. Активисты движения за охрану окружающей среды призвали к созданию "Объединенных наций" вместо "Организации Объединенных Наций". И Новая Зеландия дала "личность" реке Вангануи, чтобы помочь защитить ее.
В великих конфликтах, связанных с отменой рабства, детским трудом или предоставлением прав женщинам, новые экономически ценные технологии сыграли решающую роль в преобразовании гуманитарных идеалов против такого угнетения в выполнимые юридические обязательства. Она сделала это в значительной степени благодаря замене ручного труда на полях, фабриках и дома.
То же самое можно сказать и об идеалах предоставления природным экосистемам прав, имеющих юридическую силу. В первую очередь это связано с тем, что новые технологии могут заменить нашу потребность в эксплуатации окружающей среды, позволяя нам предоставлять права на экосистемы, не опасаясь экономической разрухи.
Но время будет иметь решающее значение. В результате человеческой эксплуатации и безразличия наши поддерживающие экосистемы близки к разрушению; тем не менее, призывы к установлению "безопасных" границ для планетарных "физиологических" процессов, таких как биоразнообразие, доступ к воде, землепользование, углекислый газ в атмосфере, азот, фосфор и уровни загрязнения, считаются экономически нецелесообразными.
Когда река может подать в суд
Как "безосновательный" объект, окружающая среда имеет мало средств правовой защиты, если таковые вообще имеются, для защиты своих интересов. Тем не менее, для оспаривания этого понимания появляются уже новые модели управления.
В августе 2012 года правительство Новой Зеландии объявило о том, что оно предоставит реке Вангануи ("Те Ава Тупуа") статус юридического лица. Это решение было принято в рамках урегулирования конфликта с некоторыми племенами маори, и были назначены опекуны, которые должны были действовать в интересах реки. Теперь Те Ава Тупуа может подать протест на предложение о добыче полезных ископаемых или строительстве плотины гидроэлектростанции, возбудить дело в Суде по земельным вопросам и охране окружающей среды и ходатайствовать об обязательном судебном запрете, требующем возмещения ущерба, причиненного загрязнением, или финансовой компенсации.
В 1972 году Кристофер Стоун представил дело о присвоении статуса юридического лица и прав на окружающую среду в статье "Должны ли деревья стоять? Природный объект сам по себе будет иметь признанную законом ценность и достоинство, а не только служить на благо нынешнего или будущих поколений людей.
Для получения статуса правообладателя природный объект должен был удовлетворять трем критериям:
- что вещь может возбуждать судебные иски по своему усмотрению.
- что при определении вопроса о предоставлении правовой помощи суд должен принимать во внимание ущерб, нанесенный ему
- что облегчение должно принести пользу.
Ирония заключается в том, что подобно тому, как предпринимаются шаги по расширению статуса юридического лица на экосистемы, принимаются меры по лишению этого статуса искусственных людей - особенно транснациональных корпораций, - которые в своем стремлении к увеличению прибыли акционеров и прямых бонусов несут большую ответственность за нанесение вреда местным общинам и окружающей среде.
В отличие от непрекращающегося марша корпоративных прав, недавние предложения о предоставлении статуса юридического лица природным объектам представляются невинными и безобидными. Однако эта благотворная трансформация нашего коллективного сознания требует технологической революции, которая снижает экономическую и социальную потребность человека в чрезмерной эксплуатации природы. Эта технологическая революция может быть искусственным фотосинтезом.
Почему искусственный фотосинтез изменит ситуацию?
Фотосинтез можно рассматривать как дыхание планеты: поглощение углекислого газа, выделение кислорода и производство водорода путем использования солнечного света для расщепления воды. Водород - отличное топливо для устойчивого будущего, потому что при его сжигании образуется пресная вода. Большинство людей сегодня зациклено на старой идее о том, что только растения могут "делать" фотосинтез. Но ученые находятся на грани не только воспроизведения фотосинтеза, но и его усовершенствования с помощью нанотехнологий и материаловедческих подходов в крупных национальных проектах.
Такие исследования нуждаются лишь в небольшом финансировании и координации для того, чтобы совершить преобразующий глобальный прорыв, который уменьшит нашу потребность в чрезмерном использовании, загрязнении и уничтожении природы. Как только новая технология искусственного фотосинтеза станет такой же вездесущей, как мобильный телефон или Интернет, человеческие общества больше не будут ограничены страхом распада и разрушения, если они предоставят права на экосистемы.
Это мир, созревший для того, чтобы позволить возникновению экологической устойчивости как социальной добродетели, лежащей в основе правовых систем, наряду с более традиционными, ориентированными на человека справедливостью и равенством.
Для того чтобы человечество смогло морально погасить свой долг перед природой, ему, возможно, придется просуществовать миллионы лет. В таком мире люди больше не будут испытывать экономической угрозы, а будут гордиться тем, что их моральный рост позволил им отстаивать права природы.