...Мы хотим, чтобы наши задавленные государством отцы, братья и сестры сбросили со своих плечей праздное, тунеядствующее меньшинство; мы хотим чтобы русский мужик широко, свободно вздохнул мощной, вольной грудью.
Мы хотим народной, мужицкой революции.
Для нас мысль дорогая только, поскольку она может служить великому делу радикального и повсюдного все разрушения. Но ни в одной из ныне существующих книг нет такой мысли. Кто учится революционному делу по книгам, будет всегда революционным бездельником.
Мысль,способная служить революции народной, вырабатывается лишь из народного революционного дела,должна быть результатом ряда практических опытов и проявлений, стремящихся всеми средствами и всегда неуклонно к одной и той же цели безпощадного разрушения. Все что найдетесь по этому пути, для нас чуждо и враждебно.
Мы не позволим себя закупить никакими революционными фразами,на которые ныне так щедры доктринерствующие поборники бумажной революции. Мы потеряли всякую веру в слова; слова для нас имеет значение только, когда за ним чувствуется и непосредственно следует дело.Но далеко не все, что ныне называется делом,есть дело, Например, скромная и через чур осторожная организация тайных обществ, без всяких внешних, практических проявлений в наших глазах не более, как мальчишеская игра, смешная и отвратительная. Фактическими же проявлениями мы называем только ряд действий, разрушающих положительно что нибудь: лицо, вещь, отношение, мешающая народному освобождению. Не щадя живота, и не останавливаясь ни перед какими угрозами, трудностями и опасностями, мы должны рядом личных действий и жертв,следующих одним за другим, по общему строго обдуманному плану, должны рядом смелых да дерзких попыток ворваться в народную жизнь и, возбудив в народную веру в нас и в себя, веру в его собственную мощь, расшевелить, сплотить и подвинуть его к торжественному совершению его же собственного дела. Сущность нашей общей программы, кто хочет, может найти в 1-м № " Народнаго Дела", журнала продолжающего издаваться в Женеве, но со второго номера уже изменившего направление, мысль и характер, переставшего и быть поэтому представителем нашего направленаго сделавшего, одним словом журналом доктринерствующим. Она будет от ныне иметь значение только для праздношатающегося по Европе нашего благодушного либерального барства, которое за пределами отечества старается казаться передовым и революционным. В другое время, если упомянутый журнал будет следовать тому же пути, мы не преминем высказать и выказать к нему свое отношение. Вообще мы будем считать обязанностью рекомендовать всем людям нашего лагеря, так или иначе работающих для народнаго освобождения, вещи печатаемые в России и заграницей, которыя будут соответствовать нашей практической, революционной программе, и предупреждать их против тех, которыя будут от нее отстраняться. Это будет критика в литературном или в научном смысле. Мы уверены, что истинные люди дела отстраняться теперь в сторону всякую теорию, темы более доктринаризм.
Распространению же вещей, хотя и искренних,но прямо противоположных нашему знамени, мы можем помешать разными практическими способами, которые в наших руках.
За доносы и пасквили в роде катковских, за излишнее усердие в придумывании разных государственных фокусов, новых мерзостных реформ и преобразований будем платить не печатно. Мы в полне согласны с программою, высказанною в статье 1 - го № "Народного Дела" ; но далеко не согласны с его умеренным тоном, с его литературными формами и вообще во всею абстрактно теоретической обстановкой. Нам нужна та же мысль, ты же цель, но высказанная просто, на языке общенародном, в форме доступной для всех и каждому без всякого ученаго или ложно ученаго хлама. В числе листков, вышедших за последнее время заграницей, рекомендуем Мы почти безусловно воззвание Бакунина к учащейся безсословной молодежи. Вещь дельная, хотя и далеко не высказывающая всего ,что вероятно должно приписать обстоятельствам его окружающим и положению. ")
Поэтому мы рекомендуем гораздо более, листки, в которых этот критический вопрос поставлен прямой и решается откровенный и дельный - таковы: " постановка революционных вопросов", " Начала Революции ", " Прокламация к Студенчеству " Нечаева... ... Мы имеем только один отрицательный неизменный план - безпощадного разрушения. Мы прямо отказываемся от выроботки будущих жизненных условий, как несовместной с нашей деятельностью; и поэтому считаем безплодной всякую исключительно теоретическую работу ума. Мы считаем дело разрушения настолько громадной и трудной задачей , что отдаем ему все наши силы, и не хотим обманывать себя мечтой о том, что у нас хватит сил и умения на созидание. А потому, мы берем на себя исключительно разрушения существующаго общественнаго строя; созидать на наше дело, а других, за ними следующих. Мы беремся сломать гнилое общественное здание, в котором мучается большинство обитателей для доставления нечистых радостей и грязных наслаждений небольшой горсти счастливцев.
Пусть новое здание строят новые плотники, которых вышлет из своей среды народ, когда мы дадим возможность вздохнуть ему полной, вольной грудью, сбросив с нея тяжкий гнеть государства.
Сосредотачивая все наши силы на разрушении, мы не имеем ни сомнений,ни разочаровани; мы постоянно, одинаково хладнокровно преследуем нашу единственную, жизненную цель.
Наши близкие предшественники не понимали этого, имея все удобства для началы борьбы благоприятные условия для всеобщего переворота. ( Время объявления крестьянам мнимой воли; время, когда обитатели Зимняго Дворца дрожали от страха последствий своей шуллеровской проделки с обманутым народом) . Они (предшественники) сидели сложа руки и сторонились от бунтующего местами населения вместо того , чтобы, бросившись все в эти местные бунты, связать в их одно грозное всеразрушающие народное возстание. Они (предшественники) занимались весьма тщательно, чтобы безукоризненно выполнить в своем воображении планы будущей народной жизни и упустили благоприятные дни для народного освобождения от государственности и сословности. А потом наши близкие предшественники ничего не сделали положительного. Много ль нас, мало ль ? !
Чтоб нас не ждало ? ! За дело народа Мы ляжем костьми !... Дело Каракозова надо разсматривать, как пролог ! Да это был пролог!
Постараемся, друзья, чтобы поскорбье наступила и самая драма !... Теперь, откинув в сторону все отвлеченныя рассуждения, станем лицом к лицу с нашей реальной задачей. Так как окончательное разрешение нашего жизненного вопроса, (то есть окончательное разрушение государственности) может быть совершенно только сообща всею поднявшей народной силой, то мы, т. е. та часть молодежи, получившей развитие, что вышла из народа и в полне прочувствовала боли, которыя он терпеть, должны в виду близкого, общаго народнаго возстания, обратить теперь все наше внимание и силы на уничтожении всех тех, ясно бросающихся в глаза препятствий, которая могут особенно помешать возстанию и затруднять его ход. Главнейшая из этих препятствующих условий суть : 1) Те из лица, занимающих высшия, правительственныя должности и сосредоточивающих власть над военными силами, которые особенно усердно выполняют свои начальническия обязанности. 2) Люди, обладающие большими экономическими силами и средствами и употребляющие исключительно эти силы для себя и своего сословия, или для пособий государству.
3) Люди, разсуждающиие и пишущие по найму, т. е. публицисты, подкупленные правительством и литераторы лестью и доносами, надеющиеся добиться до административных подачек. Первых надо положительно истреблять безо всяких разсуждений. У вторых надо отбирать их экономические силы и средства и употреблять для дела народнаго освобождения; а в случае невозможности отобрания, следует уничтожать эти силы и средства. Третьих заставить молчать, тем или другим способом ( хотя бы лишением языка).
Теперь определенный и ближе к сущности, а главное к началу дела. Имея в мысли и цели истребление царя со всей семьей, со всеми чадами и домочадцами, со всей, так называемой эктенией, для искоренения формы государя вообще, мы теперь, однако, до поры до времени, подождем трогать Александра Николаевича, и вот почему:
Над этим слабоумным и безличным деспотам, живущим умом и волею своих наложниц и любимцев - извергов, начинают уже собиратся тучи народного негодования и ненависти. Обманутый, ограбленный голодный народ начинает раскрывать свои очи; и скоро ясно увидит прочину своих невыносимых мук. Под розгами либерала - мирового посредника, под пулями солдат - усмирителей он почувствовал гнусный царский обман, так называемую " Волю 19 Февраля". Неопределенная тоска и озлобление переходит в осмысленную ненависть, которая накапливается быстро в мужицкой груди. По истечении 9 летняго срока своего новопридуманного рабства в 1870, вюбилей Разина и Пугачева, эта осмысленная ненависть грянет Божьим громом над утопающей в разврате и подлости знати. Пусть не живет наш палач, раззоритель и мучитель народа, осмелившийся назваться его освободителем - пусть он живет до той поры, до той минуты когда разразится гроза народная, когда сам истерзанный им чернорабочий людъ, воспрянув от долгаго , мучительного сна,торжественно произнесет над ним свой приговор...
3