Изображения последнего коронавируса стали мгновенно узнаваемыми, часто яркими и плывущими на непрозрачном фоне. В большинстве изображений форма вируса одна и та же - сферическая частица с шипами, напоминающая инопланетного захватчика.
Но в отношении цвета нет единого мнения: изображения вируса бывают красного, оранжевого, синего, желтого, стального или мягкого зеленого, белого с красными шипами, красного с синими шипами и множеством цветов между ними.
Цвет, свет и страх
Для некоторых отсутствие консенсуса по поводу появления вирусов подтверждает опасения и усиливает беспокойство. 8 марта 2020 года генеральный директор Всемирной организации здравоохранения предупредил о "инфодемии" дезинформации о коронавирусе, призвав коммуникаторов использовать "факты, а не страх" для борьбы с потоком слухов и мифов.
Путаница с цветом коронавируса начинается с непонимания природы цвета в субмикроскопическом мире.
Наше восприятие цвета зависит от присутствия света. Белый свет от солнца - это сочетание всех длин волн видимого света - от фиолетового на одном конце спектра до красного на другом.
Когда белый свет попадает на объект, мы видим его цвет благодаря свету, который отражается от этого объекта к нашим глазам. Малина и рубины кажутся красными, потому что они поглощают большую часть света, но отражают красную длину волны.
Но по мере того, как объекты становятся меньше, свет перестает быть эффективным инструментом для зрения. Вирусы настолько малы, что до 1930-х годов одним из их научно признанных свойств была их невидимость.
Лишь с появлением электронного микроскопа в 1930-х годах исследователи смогли "увидеть" вирус. С помощью электронов, которые значительно меньше, чем световые частицы, стало возможным определить формы, структуры и текстуры вирусов. Но так как в этой форме зрения нет света, то нет и цвета. Изображения вирусов раскрывают монохромный мир серого цвета. Подобно электронам, атомам и кваркам, вирусы существуют в мире, где цвет не имеет смысла.
Цветное сканирующее электронное микрографическое изображение клетки VERO E6 (синее), сильно зараженной частицами вируса SARS-COV-2 (оранжевое), изолированными от образца пациента.
Серые изображения незнакомых блоков не дают убедительного или эмоционального медиа-контента.
Исследования по изображению вспышки вируса Эбола в 1995 году выявили, что образ выбора был не похож на червячный вирус, а на команды западных медицинских экспертов, работающих в африканских деревнях в герметически запечатанных костюмах. Раннее визуальное изображение вируса СПИДа было сосредоточено на истощенных телах тех, у кого в результате этого заболевания появилось заболевание, часто молодых мужчин.
При симптомах, похожих на обычную простуду, и самой высокой начальной смертности среди пожилых людей, коронавирусная пандемия не дает такого драматичного визуального материала. Чтобы заполнить эту пустоту, яркие красочные изображения коронавируса имеют сильную привлекательность.
Библиотека общественного здравоохранения Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC) при правительстве США предоставляет одну из таких иллюстраций, созданную для раскрытия морфологии коронавируса. Это небелый шар с желтыми белковыми частицами, прикрепленными к нему, и красными шипами, выходящими с поверхности, создающими отличительную "корону" или корону. Все эти цветовые решения - творческие решения.
Биолог Дэвид Гудселл делает шаг вперед в художественной интерпретации, используя акварельную живопись для изображения вирусов на клеточном уровне.
Одной из сложных проблем для визуализации вирусов является появление так называемых "цветных" изображений с электронных микроскопов. Используя методологию, которая первоначально была описана как "рисование", ученые могут добавлять цвет к структурам в сером мире изображений, чтобы помочь различить детали клеточной микро-архитектуры. Однако и здесь выбор цвета является произвольным, как показано в ряде цветных изображений коронавируса, предоставленных на Flickr Национальным институтом аллергии и инфекционных болезней (NIAID). В них вирус имеет различные цвета: желтый, оранжевый, пурпурный и синий.
Обнимающий серый
Хотя эти изображения выглядят эстетически поразительными, произвольный характер их окраски мало что решает проблему отсутствия безопасности, которая связана с неясными фактами о вирусах и заболеваниях.
Одно из решений заключается в том, чтобы охватить бесцветный субмикроскопический мир, в котором обитают вирусы, и принять их серость.
Впечатления некоторых художников включают изображения тромбоцитов крови.
Это имеет ряд очевидных преимуществ: во-первых, это соответствует науке, что цвет не может быть отнесен туда, куда свет не достигает. Во-вторых, он делает изображения вируса менее угрожающими: без красных шипов или зеленых тел они менее похожи на враждебных захватчиков из научной фантастики. И идея серости также вписывается в научное представление о том, что вирусы подвешены где-то между мертвыми и живыми.
Устранение коронавируса отвлекающей вибрации яркого цвета - и последовательное восприятие его как инертной серой частицы - могло бы помочь уменьшить общественный страх и лучше позволить нам продолжить огромную коллективную задачу по управлению его биологическим и социальным воздействием.