Сравнения Т-64 и Т-72 различных модификаций уже отгремели… Никто не кричит о присутствии российских танков на Донбассе, никто не задаётся вопросом, как отличить Т-72 от Т-64 или Т-80. Однако критики в сторону харьковских детищ хватало… Во многом, критика обоснованная, но не всё же настолько плохо. В чём же Т-64 лучше Т-72?
Автомат заряжания.
Оговорюсь заранее, что при появлении Т-72, АЗ в Т-64 начали называть механизмом из-за гидравлического привода карусельного транспортёра, в то время как Т-72 обладал электроприводом. Уже эта пара фактов дают понять, что перезарядка у Т-64 и Т-72 отличается, хоть в боевой обстановке это и не заметно…
Т-64 перезаряжается быстрее при ведении огня очередью. Этому способствует конструкция и необходимость дослать снаряд и заряд в «один приём», в то время как Т-72 заряжает сперва снаряд, а потом заряд. Ещё один аспект не в пользу Т-64 – смена типа снаряда. Скорость вращения гидравлического механизма меньше, чем у электропривода, из-за чего следует долгая смена типа снаряда в сравнении с Т-72.
Модернизационный потенциал у механизма заряжания немного шире… К примеру Т-80, как наследник Т-64, имеет L-образную схему расположения боеприпасов, но транспортёр вращается благодаря электромотору, а не гидравлике. Таким образом, скорострельность удалось улучшить, как и смену типа снаряда. То же самое можно сделать и с Т-64.
А вот обратная сторона медали заключается в невозможности увеличения диаметра транспортёра… Причина не в бортовой броне, а в самой схеме. Колено лотка не даст увеличить диаметр… В противном случае, придётся скруглять не часть борта по высоте, как в Т-72, а весь борт. Кроме этого, увеличение длины лотка для снаряда влечёт перенос лотка для заряда.
Зенитный пулемёт.
Т-64 и Т-80 имеют дистанционно управляемый пулемёт. Для этого не используются панорамные прицелы как на Т-90М, не нужны дополнения… Наведение на ранних версиях осуществлялось механически. Сейчас же есть разработки с электроприводом, встроенным в командирскую башенку. Наведение по вертикале осуществляется механически или электрически, а наведение по горизонтали с помощью вращения всей командирской надстройки.
Эти же механизмы можно внедрить в Т-72, но без серьёзных изменений в командирской башенке не обойдётся…
Двигатель и трансмиссия.
Двигатель Т-64 имеет оппозитное расположение цилиндров, что помогает увеличить мощность при меньшем объёме силового агрегата. Есть и ещё одно преимущество – бортовые коробки передач. В Харькове смогли переделать бортовые коробки для увеличения скорости заднего хода. Напомню – танки советской постройки имеют скорость заднего хода не более 5 км/ч в случае Т-64 и Т-72, и 11 км\ч у Т-80. В Украине смогли добиться 36 км\ч при сохранении бортовых коробок и принципов управления.
Казалось бы – на что влияет скорость заднего хода? При интенсивном обстреле и риске поражения, разворачивать танк очень опасно, даже под прикрытием дымов. В таком случае, лучше ехать назад вслепую и иметь возможность отбить вражеские снаряды лобовой бронёй.
Маленькое отступление – Т-64Б сопоставим п бронированию с Т-72Б 1987 года. Так что использование динамической защиты «Нож» навесной конструкции (не говоря ежу о встроенной или ДЗ «Дуплет») может спасти танк от кумулятивного заряда с показателями пробития около 800 мм стали.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.