Найти в Дзене
elenka

Эхнатон – предвестник Единого Бога?

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э. Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:
- его женой была известная Нефертити, чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
- его сыном был Тутанхамон, чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
- он провёл в Египте грандиозную религиозную реформу – ввёл единобожие.
Его правление, ознаменованное религиозной и политическими реформами, называется «амарнским периодом». После его смерти, предложенные им нововведения, были отвергнуты, а имя предано забвению. Эхнатон попытался перевести египетское общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон. Но начнём с начала…. Как же появился этот фараон? Кто были его родители? Эхнатон
Оглавление

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон Древнего Египта, живший в период с 1375 по 1336 гг. до н.э., который правил Египтом с 1353 (или 1351) по 1335 (или 1334) гг. до н.э.

Простому читателю, ранее не знакомому с именем Эхнатона, будут наверняка известны хотя бы следующие факты, связанные с этим фараоном:
-
его женой была известная Нефертити, чьи изображения до сих пор пленяют своей красотой;
-
его сыном был Тутанхамон, чья гробница сохранилась до нашего времени почти полностью сохранившейся;
-
он провёл в Египте грандиозную религиозную реформу – ввёл единобожие.
Его правление, ознаменованное религиозной и политическими реформами, называется «амарнским периодом». После его смерти, предложенные им нововведения, были отвергнуты, а имя предано забвению. Эхнатон попытался перевести египетское общество от многобожия к культу одного бога по имени Атон.

Но начнём с начала…. Как же появился этот фараон? Кто были его родители?

Эхнатон был сыном фараона Аменхотепа III и царицы Тейе, с рождения получил имя Аменхотеп IV. Аменхотеп III, также известный как Аменхотеп Великий, был девятым фараоном восемнадцатой династии Древнего Египта и имел долгое и процветающее правление. Тейе была великой царственной женой великого фараона, матерью Эхнатона, бабушкой Тутанхамона, главной женой Аменхотепа. В полной мере могущество царицы проявилось, когда она взялась за строительство собственного храма в Нубии, на территории нынешнего Судана.

Будучи вторым сыном фараона Аменхотепа III, Эхнатон вообще не должен был становиться правителем Египта. Его старший брат Тутмос умер, не дожив до смерти отца, и наследником стал принц Аменхотеп.

«Статуя Эхнатона,     египетский музей»
«Статуя Эхнатона, египетский музей»

Часто фараон Эхнатон изображался почти в экспрессионистской манере - с широким тазом и мощными бедрами. Такие аномалии наблюдаются при заболеваниях гипофиза. Но не исключено, что это был худо­жественный прием, призванный под­черкнуть божественность фараона, в облике которого объединились мужское и женское начала. На этих изображениях бросается в глаза огромный деформированный череп. Впрочем, он характерен для портре­тов дочерей и других членов семьи Эхнатона. Такое анатомическое стро­ение, возможно, имело естественное происхождение, как показывают вскрытия тел родственников Эхнато­на, например мальчика-фараона Тутанхамона. Вполне может быть, что в семье фараонов произошел генети­чески-эволюционный скачок, в ре­зультате которого увеличились раз­меры мозга.

В 1352 году до нашей эры он был коронован в столице Древнего Египта Фивах как Аменхотеп IV. В то время в Египте очень серьезную силу представляло жречество, почитающее целый пантеон различных египетских богов во главе с верховным богом Амоном-Ра.

Царствование Эхнатона стало временем масштабной религиозной реформы, которая потрясла устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. В своих преобразованиях Аменхотеп IV опирался на неродовитых служилых людей, так называемых немху (что означало «сироты», конечно, в переносном смысле). Однако радикализм реформы возник не сразу, а первые преобразования Аменхотепа IV были несущественными.

«Эхнатон, Нефертити и трое их дочерей»
«Эхнатон, Нефертити и трое их дочерей»

Чтобы укоренить новый культ, Аменхотеп даже сменил своё имя. Теперь правитель Египта называл себя Эхнатон, то есть «Полезный для Атона». Отныне подданные, обращаясь к фараону, прославляли нового бога. В самом начале своего правления Эхна­тон перенес столицу царства из Фив во вновь построенный город Ахетатон (со­временная Амарна) в Среднем Египте. Название новой столицы означало «Гора, где Атон преобразился в сиянии». Определить её место и границы фараону-визионеру помогла «милость озаре­ния». Монарх лично принимал участие в проектировании новой столицы. Как только ударными темпами были построены храмы и новый дворец, фараон с семьей переехал туда. Многие придворные поддержали начинания правителя и поменяли свои имена. Ими двигало не столько желание попасть под покровительство к новому верховному божеству, сколько стремление угодить фараоновой прихоти. Египтяне не понимали, пугаться им или радоваться. С одной стороны, уменьшалось налоговое бремя, так как фараон, как верховный жрец, определил размер налогов для всех подданных. Раньше с кого и сколько собирать решали жрецы крупных храмов. Поборов стало меньше, но чиновники Эхнатона принялись активно пользоваться служебным положением, превращая города, куда их назначали, в свои личные кошельки.

Как же появился и каким он был город бога Атона?

 «Город     Ахетатон, иллюстрация»
«Город Ахетатон, иллюстрация»

Поднявшись по течению Нила, фараон Эхнатон вышел на берег в широкой долине, окруженной неприступными скалами. На сверкающей золотой колеснице, в сопровождении приближенных фараон прибыл к месту, где намечалось воздвигнуть храм богу Атону. Здесь совершилось "жертвоприношение большому отцу его (Атону) хлебом, вином, откормленными быками, безрогими тельцами, птицами, пивом, плодами, фимиамом, зеленью всякою доброю в день основания Ахетатона - Атону живому". Эта надпись была высечена на одной из 14 пограничных стел новой столицы, на другой стеле сохранилась клятва фараона никогда не переступать этих границ.

Чтобы в несколько лет на пустом месте построить большой великолепный город, мало было согнать туда много народу. Примечательным является изменение в технологии строительства. Вместо крупных вытесанных блоков в сооружении храма были использованы небольшие строительные блоки размерами 52x26x24 сантиметра «талататов». Использование талататов позволяло значительно ускорить строительство. Отделка стен нового храма производилась по мере их возведения.

Простую рабочую силу можно было использовать при возведении зданий, но для их отделки нужны были искусные мастера, которые и покрыли огромный храм бога Атона резными изображениями и надписями. Рядом с храмом, под прямым углом к нему, располагался главный дворец - самое большое гражданское здание древнего египетского зодчества. Площадь его составляла 700x300 метров, и это не считая смежных личных дворов и храма царской семьи. Основная часть дворца, как и храма Атона, была сделана из белого камня. Весь он был украшен золотом, изразцами, живописью, резными изображениями и надписями. Главный храм и сакральная зона занимали территорию 800 м длиной и 275 м шириной. Эхнатон повелел воз­двигнуть Святая святых там, где ему впервые явился Атон, бог солнца в чело­вечьем обличье, скрывавший голову под «маской сокола», и призвал к разрыву со старой религией.

«Руины     Ахетатона»
«Руины Ахетатона»

Возведенный город с храмами, садами, дворцами, богатыми кварталами вельмож, парками и прудами был объявлен "землей бога Атона". В этом городе даже тип древнеегипетского храма стал совершенно другим. Все прежние храмы вели из света во мрак культовой молельни, которая озарялась лишь светильниками у алтарей. Сумрачного состояния души требовала сама природа древних богов, рассчитанная на устрашающее почитание.

Культ Единого Бога

Культ бога Атона носил совсем иной характер. Главным ритуальным обрядом сопровождался восход солнца, при котором оживали берега Нила, распускались голубые и белые лотосы, из зарослей папируса поднимались стаи птиц, оглашая пробуждающийся мир своими криками. В этот момент в храме, который представлял собой громадный открытый солнцу двор, жители Ахетатона приносили солнцу свои дары: цветы, овощи и плоды. Храм был празднично оформлен пилонами, статуями фараона и живописью.

Стоя на верхней площадке главного алтаря, Эхнатон взмахивал кадильницей с фимиамом, а музыканты, аккомпанировавшие на арфах и лютнях, придворные, жрецы и все молящиеся произносили нараспев слова гимна:

Прекрасен твой восход на горизонте, о живой Атон, зачинатель жизни.

Встают люди, омывают тело, воздевают руки, радуясь рождению нового дня!..

Ты даешь жизнь и отдаленным странам, оплодотворяя дождем их земли.

Как многочисленны и прекрасны творения твои: люди, животные, цветы, травы - все, что есть на земле, в воде и в воздухе!

Новые идеи фараона-реформатора проявились также в поэзии и живописи, архитектуре, скульптуре, да и в обыденной жизни. Эхнатон не вёл войн, поэтому он нигде не изображен захватывающим земли или карающим врагов. Поэтому рельефы, живописные и скульптурные портреты представляют его человеком, погруженным в философские размышления, с богатым внутренним миром: в изображениях фараона угадывается некоторая созерцательность, обостренное, почти чувственное ощущение полноты бытия со всеми его радостями и горестями.

Почему случилась эта монотеистиче­ская революция? Якобы фараон получил на этот счёт откровение от бога Атона и с тех пор стал восхвалять свое­го небесного отца в прекраснейших «Гимнах к солнцу». Атон, по утвержде­нию Эхнатона, есть чистый свет, энер­гия, которая пронизывает всю Вселен­ную. Из тьмы времен Атон привёл своё творение к красоте. Атон - это истина и любовь. Фараон воплощает могуще­ство Атона, смертные должны возда­вать ему божественные почести. Повсюду Эхнатон повелел изваять рельефные изображения нового бога в образе сияющего солнечного диска, чьи благословляющие руки-лучи нисхо­дят вниз и оберегают фараона. Божественные руки всегда держат анх - крест с овальной петлей, египетский символ вечной жизни. Эхнатон, как и все фара­оны, верил в собственное бессмертие.

«Поклонение     новому богу Атону»
«Поклонение новому богу Атону»

На храмовых рельефах Атон изображался в образе человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Около третьего года царствования способ изображения Атона изменился. Прежний образ человека с головой сокола и солнечным диском заменился новым — диск с солнечной или царской змеёй (уреем) спереди и множеством устремлённых вниз лучей с кистями человеческих рук на концах. В дальнейшем Атон изображался только так. Таким образом, представление Атона практически утратило антропоморфные черты.

Изменилась и культовая практика. Традиционно сакральные ритуалы исполнялись не просто в храме бога, но в специальном изолированном помещении, расположенном в глубине храмовых помещений — святилище, где хранилась статуя божества. Эхнатон перенёс культовые действия из святилищ на открытый воздух. Теперь богу солнца служили под лучами самого солнца. Архитектура храма планировалась так, чтобы избежать появления теней настолько, насколько это было возможно. С этой целью исключались перемычки над проходами.

Внимание другим божествам уделялось значительно меньше, что изменило экономическое положение в стране, особенно в культовом центре Амона — Фивах. Здесь имя Амона сбивалось с фресок, что вводило во гнев некогда могущественных жрецов Амона.

Около 1340 г. до н. э. в стране пира­мид бушевала яростная религиоз­ная борьба. Монументы древним боже­ствам разрушались, из надписей на камнях долотом счищали имена госу­дарственного бога Амона. Это ритуаль­ное убийство совершалось по предпи­санию фараона Эхнатона, при котором был введен монотеизм. Эхнатон про­возгласил единым богом всего Египта Атона, повсеместно запретив поклоне­ние другим богам.

Историки спорят о том, были ли попыт­ки реформ Эхнатона новациями гения или же безумствами ультраконсервато­ра, который через культ Атона хотел восстановить почитание древнего бога солнца Ра. Как бы то ни было, он потре­бовал от своих подданных невероятно многого. Они должны были восприни­мать Эхнатона как единственного по­средника между богом и людьми. От них требовалось проклясть прежних богов и даже отречься от своего загроб­ного мира, поскольку в теологии Эхна­тона благодаря животворящим лучам Атона-солнца явленный мир был в то же время потусторонним. Все раздели­тельные границы в культе Атона были сняты. Эхнатон верил, что у жертвен­ных столов толпятся мертвые и полу­чают от живых питье и пищу. Возможно, фараон Эхнатон считал себя земным воплощением Атона, ведь слово «ах» («эх») можно перевести как «дей­ствующий дух», «сияющее состояние» или «трансформация». В теологиче­ских воззрениях загадочного фараона и в культе Атона исследователи видят предвосхищение иудейской религии единобожия.

До сих пор не ясно, что же заставило Эх­натона обратиться в монотеизм. Возмож­но, посетившее фараона видение объяс­няется всего лишь спутанностью созна­ния из-за страшного зноя и жажды. Но как тогда понимать подробные указания по возведению целого города? Был ли Эхнатон сумасшедшим или просто лов­ким диктатором, стремившимся занять божественное положение и сломить мо­гущество старого жречества? Уфологи связывают парящий в небе диск, приви­девшийся фараону, с визитом иноплане­тян. Пришельцы из космоса прибыли, чтобы преобразовать мир и человечест­во через усиление индивидуального на­чала. А может быть, Эхнатону, как и Мои­сею, явился бог и возложил на него великую миссию. Но сколько бы ни вы­двигалось гипотез, ясно одно: если бы Эхнатон как пророк не потерпел пораже­ние, то мировые религии ссылались бы на него как на «библейского праотца», а почитаемый им Атон стал бы самым известным из богов человечества.

Смерть Эхнатона и «благодарность» его наследников

Эхнатон умер рано, когда ему не было еще и 35 лет, и не оставил ни сыновей, ни достойных сподвижников. Некоторые исследователи даже предполагают, что он был отравлен, так как на одной из росписей изображено покушение на него.

Вскоре после смерти Эхнатона жители покинули Ахетатон. Храмы сровняли с землей. Могущественные жрецы Амона свершили страшную месть за кощун­ственные дела Эхнатона. Они разруши­ли постройки ненавистного царя, кото­рый отверг богов Древнего Египта. Уже через несколько лет после смерти Эхна­тона на престол взошел его близкий родственник - девятилетний Тутанхамон. Старое жречество использовало шанс, предоставленный слабым наследником, и приступило к реставрации многобо­жия. Неизвестно, где похоронен Эхна­тон. Возможно, сторонники религиозно­го реформатора спрятали его мумию, опасаясь осквернения гробницы. Сар­кофаг возлюбленной супруги Эхнатона Нефертити также не обнаружен.

 «Эхнатон и его единый бог»
«Эхнатон и его единый бог»

Новые фараоны делали всё, чтобы вычеркнуть из истории память о своем предшественнике и его новом боге. Они стерли, растоптали и уничтожили всё, что было создано Эхнатоном. Особенно старался военачальник Херемхеб, воцарившийся на египетском престоле якобы по «воле бога Амона». Не имея законных прав на трон, он с особым рвением преследовал память о фараоне Эхнатоне. По приказу Херемхеба началось уничтожение Ахетатона, к тому времени уже и так окончательно покинутого. Прекрасный город громили с ненавистью: разбивали и крушили великолепные храмы и дворцы, статуи и рельефы. Потом руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. На том месте, где некогда сверкали белизной набережные, до 1880 года в царстве солнца и тишины тянулась узкая полоса посевов, а в тени густых пальмовых рощ приютились три небольшие деревушки.