Игра и дружба. Думаю, нет необходимости доказывать, что между этими понятиями существует неразрывная связь. А вот в чем заключается эта связь, нам и предстоит разобраться.
Но сначала давайте разберемся в сущности игры.
Что такое игра в некоей своей изначально-глубинной сути? Это некое воспроизводство жизни, воспроизводство значимой ситуации с помощью доступных средств и способов. По большому счету игра – это освоение и познание жизни.
Действительно, задумайтесь, коллеги, человеку за его непродолжительную жизнь просто не под силу освоить ее во всех возможных формах и проявлениях, испытать себя во всех возможных ролях, побывать во всех интересующих тебя ситуациях. Никто не сможет в течение жизни стать летчиком и моряком, врачом и ученым, побывать в космосе и на дне океана, пережить предсмертную тоску приговоренного к смерти революционера, испытать страдания матери, потерявшей ребенка, или, наоборот, прочувствовать триумф полководца, одержавшего победу в генеральном сражении или радость ученого, ставшего нобелевским лауреатом.
Можно ли воплотиться в «еретика», сжигаемого на костре, инквизитора, приговорившего его к этой казни или палача, подносящего факел к связкам хвороста? Есть только один способ стать всем тем, кем ты хочешь, побывать там, куда тебя манит, и испытать то, что тебя привлекает. И этот способ – игра.
Главная субъективно-ценностная составляющая игры заключается в значимости ситуации, которую она воспроизводит. Значимость – это тот мотив, который является приводным механизмом игры, это ответ на вопрос: ради чего ты вступаешь в ту или иную игру. И спектр этой значимости может быть весьма широк.
Это может быть и простое желание расслабиться и весело провести время в непринужденной обстановке. Это может быть и желание что-либо познать и чему-нибудь научиться. Это может быть и желание испытать свои силы и возможности, не рискуя за это чем-то поплатиться в реальной жизни. Это может быть и желание сделать приятное другу, друзьям, принести пользу своим личным вкладом в общую победу коллектива.
Отсюда легко просматривается связь игры и дружбы. Освоение жизни, которое является сутью игры, поскольку это все-таки лишь условное ее воспроизведение, всегда успешнее осуществляется не в одиночку, а с использованием корректирующего и «релевантного» опыта своего друга или друзей. Многие обстоятельства жизни просто невозможно адекватно представить и «прожить» в одиночку. Но даже если это и возможно, то, и простой обмен «индивидуальным» опытом всегда бывает полезен и снова выводит нас на дружбу.
Таким образом, закон игры, преломленный через призму дружбу, отражает объективную необходимость коллективного способа освоения окружающей жизни.
Более того, закон игры, как и ранее рассмотренный нами закон песни, выполняет и диагностические функции как показатель уровня развития коллектива. Никто не захочет играть во враждебном и расколотом на группировки окружении. И наоборот, хороший коллектив очень быстро мобилизуется и «раскручивается» на игру, которая зачастую становится постоянным способом его жизнедеятельности. Можно даже сказать, что мера игры – это мера сплоченности коллектива. Или даже так: скажите мне, в какие игры вы играете, и я скажу, что у вас за коллектив.
Тут действует важный психологический механизм. Игра – это всегда спонтанное проявление личности. А так проявлять себя – свободно, раскованно, творчески – личность может только в благоприятной психологической атмосфере, отсюда и связь между игрой и уровнем развития отношений в коллективе.
Кстати, секрет творческого потенциала игры, ее способности к активизации всех потенциально заложенных способностей личности, можно назвать «ролевым отстранением». В игре действуешь не ты, а некая добровольно принятая на себя роль, которую так же добровольно ты можешь в любой момент (или по истечении определенного времени) отбросить.
Отсюда возможности к свободному и не отягченному возможными последствиями экспериментированию. Вот почему игра и творчество так тесно связаны, о чем мы еще будем говорить при рассмотрении закона творчества.
Какую роль в жизни Дружины «Дружной» и Лагеря друзей занимает игра?
Она является одним из видов жизнедеятельности этих объединений. Что касается «Дружной», то разминки на сборах и на советах друзей, как правило, проходят в игровой форме.
На совете друзей, например, популярна такая игра как «Крокодил». Сидящие по кругу члены совета друзей передают слово по кругу, причем первому это слово сообщается «на ушко», он должен передать его с помощью мимики и жестов, следующий, что понял, сообщает на ушко соседу, тот – мимикой и жестами и так до последнего. В конце выясняется, во что превратилось первоначальное слово и где оно претерпевало эти
изменения. Пару кругов этой игры и участники достаточно «размялись» и готовы к дальнейшей работе.
В Лагере друзей разнообразные игры также заполняют основное содержание его жизни.
На «Игровой площадке», в те дни, когда она проводится, как правило, разучивается какая-либо новая подвижная игра, а в послеобеденное «время Дежурного Капитана» тот тоже должен предложить отдыхающим друзьям свою игру.
В последние годы появился новый феномен. Так называемая «дежурная игра». Она проводится и во «время ДК» и может заполнить любую непроизвольно возникшую паузу.
Один год это была игра «Салат». Когда всем сидящим по кругу участникам (так, чтобы не было ни одного свободного места) ведущий присваивает название каких-либо трех овощей, например: огурец, морковь, капуста. Когда ведущий называет какой-либо овощ, его «представители» должны обязательно поменять свои места. Если называются два овоща, то перебегают на другое место уже две трети участников, а по команде «Салат» все должны поменять свои места. Ведущий при этом стремится занять место одного из участников. Тот, кому не хватило стула, становится новым водящим, и игра продолжается.
Важная необходимая особенность «дежурной игры» - это ее способность к бесконечной творческой модификации. Новый ДК должен предложить новый вариант игры. Так в случае с «Салатом» название овощей очень быстро были исчерпаны, перешли на название фруктов, ягод, 1-х, 2-х, 3-х блюд, кухонных приборов, животных, растений, предметов мебели, марок машин, профессий, психических болезней (дебилы, кретины, шизофреники…) – в общем, фантазия ни чем не была ограничена, и игра прекрасно продержалась всю смену, бурно вызывая радостные эмоции.
Еще один год роль дежурной игры выполняла игра «Зевака». ДК предлагает тему, а все участники придумывают себе название по этой теме. Допустим, тема «одежда». Каждый называет свой предмет одежды: майка, штаны, шорты, шапка, шуба, кофта, носки, трусы.… У ведущего в руках сложенная в трубочку газета. Он называет что-то из вышеперечисленного и стоит наготове. Если названный «зазевается» и не успеет в течение пары секунд назвать какой-то другой предмет одежды, то получает смачный, но безболезненный удар по голове и становится следующим ведущим. Эта игра также вполне успешно продержалась целый сезон в Лагере друзей.
Коллективные игры, о которых у нас идет речь, можно классифицировать по различным признакам.
По основному виду деятельности: спортивные, интеллектуальные, психологические, художественные и т. д.
По характеру используемого материала: словесные, предметные, настольные, комбинированные.
По способам организации: сюжетно-ролевые, оргдеятельностные, инструктивные, стихийные.
По целям: развлекательно-досуговые, тренинговые, дидактические, нравственно-развивающие.
Можно привести с десяток новых оснований для классификации, но я бы предложил ограничиться еще только одной, на мой взгляд, достаточно органичной.
Человеческая душа с известной долей условности состоит из трех основных частей: чувств, разума и воли. Давайте и классифицируем игры в соответствии с тем, какая часть души в наибольшей степени задействуется и развивается в ходе той или иной игры.
Многие игры задействуют в основном эмоциональную сферу, сферу чувств. Их цель – «весело провести время», переключиться с одного эмоционального уровня на другой, отдохнуть от интеллектуального напряжения, освежить чувственное восприятие мира. Такой тип игр, связанных с первой частью души, мы назовем эмоционально-досуговыми.
Игры, которые в основном задействуют сферу ума, со всеми его логическими и творческими способностями, нацелены на обучение или освоение какой либо области жизни, а также на получение какого-либо коллективного продукта, давайте назовем интеллектуально-творческими.
И, наконец, еще одни игры берут за основу волю, которая, как известно, определяет поступки человека. Последние могут быть как добрыми, так и злыми, а это уже, как известно, область нравственности. Таким образом, эти игры мы назовем нравственно-развивающими или играми нравственного выбора.
(продолжение следует...)
начало - здесь