В тот момент, когда такие защитные меры, как "укрытие на месте" и "самокарантин" стали обычным явлением во многих крупных городах мира, недавно опубликованное исследование об одиночестве проливают свет на феномен, который испытывают многие миллионы людей даже при отсутствии принудительной изоляции, навязанной кризисом общественного здравоохранения, таким как вирусная пандемия КОВИД-19.
Исследователи из Калифорнийского университета Сан-Диего внимательно изучили подгруппу из 30 жителей жилого квартала, обеспечивающую различные уровни ухода за большим количеством пожилых людей. Доктора Ли, Джест и коллеги указали на существенную литературу, свидетельствующую о существовании того, что они называют "эпидемией одиночества в общественном здравоохранении, имеющей серьезные последствия для физического и психического здоровья". В прошлых исследованиях некоторые исследователи одиночества приравнивали потенциальное воздействие одиночества на жизнь к воздействию курения и ожирения.
Исследования, проведенные в Сан-Диего, ясно дают понять, что одиночество - это "субъективное" состояние, которое одни люди, живущие в похожих условиях, часто остро ощущают, а другие - нет, или чувствуют себя едва ли вообще. Одиночество, иными словами, не следует путать, говорят они, с социальной изоляцией, объективным состоянием, при котором человек не имеет свободного доступа к общению с другими, будь то из-за болезни, географического положения, или, как иногда случается с пожилыми людьми, в частности, из-за потери супруга и, с годами, все большего числа заветных друзей и компаньонов.
Команда хотела бы больше узнать об опыте людей старше 65 лет, которые говорят, что им одиноко, несмотря на то, что они окружены в своей пожилой общине вместе со многими другими людьми своего возраста, и им предоставляется широкий спектр добровольных мероприятий, организованных персоналом, который руководит и управляет общиной. Эти условия важны, подчеркивают они, поскольку пожилые люди все в большей степени перемещаются в такие общины, как население США и других промышленно развитых стран.
Группа, 30 участников исследования, в центре внимания которой находились люди в возрасте 67-92 лет, средний возраст которых составлял около 82 лет.
Каждый из них жил самостоятельно в общине, не получая помощи. Примерно две трети из них составляли женщины, а 90 процентов - кавказцы, которые учились в колледже. Ни одна из них не была социально изолирована, поскольку их община предлагала не только близость к другим людям, включая общие территории, но и доступ к запланированным социальным мероприятиям, организованной общественной деятельности и даже транспорт для поездок на мероприятия, проводимые за пределами территории общины, такие как посещение театра.
В группе 30, 15 процентов сообщили об отсутствии или незначительном одиночестве, 63 процента - об умеренном одиночестве и 22 процента - о высокой степени одиночества. Эти результаты были сопоставимы, по словам команды, с результатами из более крупной выборки той же общины, насчитывающей дополнительно 70 жителей. Тем, кто сказал, что чувствует себя одиноким, были предложены причины, которые ожидались: смерть партнеров, семьи и друзей, а также потеря физического здоровья в связи со старением. Что касается их субъективного опыта, некоторые респонденты сообщили, что чувствуют себя беспомощными и беспомощными, "подчеркивая, как социальная разобщенность делает их уязвимыми", сообщили исследователи. Многие сообщили, что чувствуют себя "отчужденными" от тех, кто находится в их сообществе, несмотря на их физическую близость.
Пожалуй, наиболее ценным в исследовании является набор представлений о том, как некоторым участникам исследования удалось избежать или преодолеть ощущение одиночества.
Они сгруппировались вокруг понятия, которое исследователи, изучающие данный вопрос, назвали "мудростью". Это предполагает научиться принимать изменения, связанные со старением, будь то в результате потери близких или здоровья. К другим качествам, дающим возможность выдержать или снизить риск инвалидности из-за одиночества, относятся способность быть сострадательным по отношению к другим людям, готовность искать или принимать общение с другими людьми, а также открытость к участию в общественной деятельности.
Группа, в состав которой также входил молодой исследователь BBRF 2001 года Бартон Палмер, доктор философии, обнаружила обратную связь между одиночеством и чертами "мудрости": "эмоциональная регуляция с позитивом", "решительность" и склонность к размышлениям о своих чувствах и жизненных состояниях - "саморефлексия". Участники исследования, не обладающие этими чертами, с большей вероятностью испытывали одиночество, в то время как те, у кого они были, с меньшей вероятностью.
По мнению исследователей, поощрять эти качества можно путем разработки программ, пропагандирующих компоненты концепции "мудрости".
Этого можно добиться путем консультирования или наставничества, которое помогает укрепить эти черты.
Для проверки своей теории о "мудрости" и способности снизить уровень одиночества, по словам группы, требуются контролируемые исследования. В ходе таких исследований необходимо будет также опробовать эту концепцию и результаты нынешнего исследования в более разнообразных группах населения.