Любопытство - источник знаний и шока
Под впечатлением покидая старую греческую церковь имени Санта Клауса, в прошлом служившую мечетью и заброшенную последние лет 70, мы заметили небольшой каменный домик рядом, аккурат у церковной стены.
Пока я ковыляла туда по камням и буеракам на каблуках и в платье (о том, как меня так угораздило, я рассказывала здесь), муж с младшим сыном дошли первыми и, судя по их лицам, пребывали немного в шоке. Они смотрели через проём в стене куда-то вниз с оттенком лёгкого благоговейного ужаса.
Когда дошла и тоже заглянула вниз, я испытала очень бурную и противоречивую эмоцию "охтыжблин!". Внизу была большая свалка...из человеческих костей.
Набор костей во всём их разнообразии!
Собственно, нас удивили не кости как таковые, в них самих ничего ужасного нет: после отстыковки души от тела остается лишь каркас из костного биоматериала, не вызывающий у меня особого трепета. Кости и кости.
А вот сама традиция греческой церкви относительно изъятия костей из земли и последующих манипуляций с ними - немного...ммм...странная, мягко говоря. Особенно для меня, агностика. Есть в этом что-то недоброе, отталкивающее на подсознательном уровне.
И даже пень рядом с проёмом в стене какой-то зловещий.
Суть традиции
Через 3 года после похорон останки умершего выкапывают, разбирают на косточки, каждую кость моют сперва в воде (чтобы отмыть остатки мышечной ткани), потом трижды поливают каждую кость красным вином, повторяя форму креста. Затем человеческие запчасти складывают в мешочек и относят в церковь. Там над ними поют заупокойную литургии и великую панихиду, и в конце относят мешочки с костями в кимитирий (κοιμητήριον). Так называется "коллективная усыпальница".
Это может быть отдельный домик с ямой, как в этой церкви Святого Николаса в Гюллюбахче, или сарай при церкви. В маленьких церквушках кимитирием может служить большой ларь или сундук.
В кимитирии кости бедных ссыпают в одну кучу или в большой сундук.
А вот кости богатеев складывают отдельно, на полки/ниши в стенах, и рядом на черепах пишут имена и дату смерти. Випы они во все времена випы))
В процессе перезахоронения вспоминают характер и поступки умершего, его дела при жизни, заслуги перед обществом и людьми. Именно отсюда пошло выражение "перемывать кости", хотя со временем фраза стала иметь негативный оттенок.
К слову, показалось странным, что среди груди костей не было черепов. Согласно традиции они всегда обособлялись от тела, но хранились где-то неподалеку от прочих останков. Кто бы взял просто черепа здесь? И было бы, возможно, правильнее захоронить все кости в общей могиле, предав их земле. Но нынешние местные турки, вероятно, просто побаиваются лезть в загробные дела иноверцев.
Так и отдыхают перемытые кости уже пару столетий.
Где еще практиковался ритуал
Обряд вторичного захоронения является как бы завершающим этапом похорон индивида в целом. В православии существует верование, что душа умершего обрела свободу только после полного распада тела. И раскапывание могилы с последующей экзаменацией останков, возможно, изначально позволяло убедиться, что душа точно отстыковалась и где-то сидит с билетиком в очереди, ожидая аудиенции у всевышнего товарища. Т.е. сперва эксгумация была проверкой, а потом стала традицией. И оная весьма широко практиковалась.
Кимитирии можно встретить в раннесредневековых скитах в Крыму (например, в Мангуп-Кале), в некоторых православных монастырях на Кавказе (Дзамское ущелье в Грузии), на Ближнем Востоке (Синайский монастырь Святой Екатерины), в Чернигове (Ильинский подземный монастырь), в Иерусалиме (Феодосиевская лавра).
Также обряд изъятия тел с кладбищ, разбора/перемывания останков и перемещения их в кимитирии был в Печерской лавре, в Сербии, Хорватии и на Афоне.
В Печерской лавре ритуал существовал довольно долгое время ввиду ограниченности кладбищ, которые находятся в пещерах.
В Сербию эта традиция, скорее всего, пришла из греческого Афона, где сербы-монахи жили с 15 века и среди 20 монастырей до сих пор есть сербский. А традиция постепенно сошла на нет.
На Афоне обряд вторичного перезахоронения существует с момента основания монастыря в 11 веке и до сих пор.
Каждые 3 года насельники могил освобождают места для почивших "новобранцев": на Святой горе невозможность расширения погребальных площадей обусловлена тем, что это гора, окруженная с трёх сторон морем, и отрезанная от Большой земли Большим забором.
Мы покидали территорию церкви, придавленные впечатлениями, полные противоречивых чувств и задумчивых мыслей. Давно уже нет всех этих людей из ямы, и вообще неизвестно уже, кто был кем, но, в каком-то смысле, они существуют до сих пор. Как и фрагменты древнегреческих зданий в стене церкви: зданий давно нет, но в каком-то смысле они еще существуют.
Прямо иллюстрация Теории относительности ))
В общем, место интересное. Философское настроение гарантировано!))
А вы как думаете, нужно ли что-то делать со всеми этими костями? Или лучше не трогать их вовсе?