Когда чьим-либо именем называют открытие, раздел науки, это внушает уважение.
Существует иерархия Хомского, знающие люди говорят о «хомскианской революции» в лингвистике.
***
Рада видеть своих постоянных читателей и недавно присоединившихся! С каждом днем Вас становится все больше, и этот факт меня радует. Благодарю вас за отклики и интерес!
Спасибо Вам за то, что Вы со мной!
Если Вы до сих пор не подписались на Жизнерадость - сейчас самое время. Тогда Вы, точно, не пропустите новые публикации.
Если вам нужны интересные тексты - я могу написать для вас!
Итак, о чём поговорим сегодня.
То, что описывает Хомский – технология. Вполне работающая.
Говорят, он составил список "Десять способов манипулирования с помощью средств массовой информации".
1. Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом, по мнению Хомского, является отвлечение внимания людей от важных проблем и от решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами. Делается это посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.
Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).
2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы. Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3. Способ постепенного применения. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем. Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Случись всё это одновременно, могло бы привести к революции.
4. Отсрочка исполнения. Другой способ продавить и внедрить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого», как горького лекарства. Добиться согласия граждан в данный момент на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, возможно, удастся избежать. Отсрочка во времени позволяет гражданам свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их.
5. Обращаться к народу как к малым детям. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. Не зря ж так популярно звание «Отца нации» в некоторых государствах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге - и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения… Накануне 9 мая опять поплачьте над «В бой идут одни старики», но не задавайтесь вопросом – какой ценой добыта победа, и почему в стране победительнице такое отношение к ветеранам. Да и почему надпись «На Берлин» - на машинах немецкого автопрома, где отечественные машины?
7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность. Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. «Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы».
8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.
9. Усиливать чувство собственной вины. Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия никаких перемен и быть не может!
10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии, «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.
***
Наиболее известная работа Хомского «Синтаксические структуры» , изданная в 1957-м году, оказала огромное влияние на развитие науки о языке во всём мире. Она помогла установить новую связь между лингвистикой и когнитивной психологией и легла в основу психолингвистики.
Аврам Ноам (Наум) Хомский – лингвист, публицист, философ. Он автор классификации формальных языков, которую и называют иерархией Хомского. Один из выдающихся деятелей науки XX века.
Его фундаментальные труды в области теории языкознания и когнитивных наук получили заслуженное признание в научном и преподавательском сообществе.
В период 1980- 1992 гг. он был самым цитируемым из живущих учёных и восьмым по частоте использования источником для цитат вообще.
Происхождение фамилии Хомский (Chomsky) топонимическое и происходит от названия местечка, а позднее (с 1793 г.) города Хомск (Chomsk). В настоящее время деревня Дрогичинского района Брестской области, Республика Беларусь. В соответствии с английскими правилами чтения, его имя читается - Эврэм Ноум Чомски.
Ноам Хомский родился в 1928 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, в еврейской семье. Родным языком его родителей был идиш, однако в семье на нём не разговаривали.
С 1961 года Хомский преподавал лингвистику в Массачусетском технологическом институте.
Работы Ноама Хомского оказали значительное влияние на современную психологию. С точки зрения Хомского лингвистика является разделом когнитивной психологии.
***
UPD.
Мне уже указали на ошибку. Я решила текст не исправлять, допишу пояснения. Изначально пост назывался «Как работают технологии». Fake News – это тоже технологии. И это работает.
Приношу извинения своим читателям.
Прошу учитывать при чтении, что Аврам Ноам Хомский, действительно, один из выдающихся деятелей науки XX века.
И технологии манипуляции сознанием в СМИ тоже существуют.
Но Хомский их в таком виде не формулировал. Мне не стоило объединять их – Хомского и технологии - в одном тексте. Получился пример – как работают технологии Fake News.
Да, вот так и работают.
***
Мои книги можно почитать здесь
Нескучную книгу о монетах стран Евросоюза Евро EURO Еврики полистать и купить можно прямо по ссылке.
Заранее благодарю всех, кто поделился с друзьями! Пусть число добрых дел множится.
Мои книги на разные темы можно прочитать здесь
Обратите внимание и на другие мои статьи на канале.
Метафорические карты - отличный подарок!
Индивидуальная поддержка и вдохновение каждый день!
Пусть в Вашей жизни всегда будет Жизнерадость!
Поставьте, пожалуйста, «палец вверх» и подпишитесь на канал — это очень поможет развитию проекта.
Понравился материал? Поделитесь с друзьями через любую сеть!
Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Вам нетрудно, мне приятно.
Чтобы не пропустить мои публикации, подписывайтесь на канал Жизнерадость!