Найти тему

Азербайджанский Национальный Музей Искусств

Оглавление

Азербайджанский Национальный Музей Искусств — крупнейший в Азербайджане музей произведений искусств, где хранятся свыше 17000 произведений искусства. Музей был основан в 1936 году и в 1943 году был назван в честь видного азербайджанского театрального художника Рустама Мустафаева — одного из основоположников театрально-декорационного искусства Азербайджана.

В настоящее время музей располагается в двух построенных в конце XIX века старинных зданиях города Баку, находящихся по соседству. В залах музея собраны произведения искусства Азербайджана, Западной Европы, России, Востока. Экспонаты из коллекции музея выставлялись в Канаде (1966), Кубе (1967), Сирии (1968), Франции (1969), Чехословакии (1970), Алжире (1970), Ираке (1971). Музей открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00.

-2

История музея

Кабинет Тагиева в Музее истории Азербайджана, где первоначально был расположен отдел изобразительного искусства
Кабинет Тагиева в Музее истории Азербайджана, где первоначально был расположен отдел изобразительного искусства

В 1920 году в Азер­бай­джан­ском го­су­дар­ствен­ном музее был со­здан отдел изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства. По мере ком­плек­то­ва­ния ху­до­же­ствен­но­го раз­де­ла, учи­ты­вая его ху­до­же­ствен­ную и ис­то­ри­че­скую цен­ность, в 1936 году было при­ня­то ре­ше­ние о со­зда­нии на его ос­но­ве са­мо­сто­я­тель­но­го музея — Азер­бай­джан­ско­го го­су­дар­ствен­но­го музея искусств. Пер­во­на­чаль­но отдел изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства раз­ме­щал­ся в быв­шем особ­ня­ке мил­ли­о­не­ра Гаджи Зей­на­лаб­дин Та­ги­е­ва, где ныне рас­по­ло­жен Музей ис­то­рии Азер­бай­джа­на. От­кры­тие музея со­сто­я­лось в 1937 году. После для музея был вы­де­лен пятый этаж музея ли­те­ра­ту­ры имени Ни­за­ми Гян­д­же­ви.

В 1943 году музей стал но­сить имя вид­но­го азер­бай­джан­ско­го те­ат­раль­но­го ху­дож­ни­ка Ру­ста­ма Му­ста­фа­е­ва — од­но­го из ос­но­во­по­лож­ни­ков те­ат­раль­но-де­ко­ра­ци­он­но­го ис­кус­ства Азер­бай­джа­на. До на­ча­ла 1950-х гг. музей рас­по­ла­гал­ся в несколь­ких неболь­ших ис­то­ри­че­ских особ­ня­ках, где ор­га­ни­зо­вы­ва­лись экс­по­зи­ции и вре­мен­ные вы­став­ки. В этот пе­ри­од в сте­нах музея ра­бо­та­ли мо­ло­дые ис­кус­ство­ве­ды Расим Эфен­ди­ев, Ну­ред­дин Га­бибов, Мур­сал На­д­жа­фов, Мехти Гу­сейн­за­де, по­гиб­ший во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны, и дру­гие учё­ные, за­ло­жив­шие ос­но­вы азер­бай­джан­ско­го искусствоведения. На про­тя­же­нии мно­гих лет му­зе­ем ру­ко­во­ди­ли на­род­ные ху­дож­ни­ки Азер­бай­джа­на, ла­у­ре­а­ты Го­су­дар­ствен­ных пре­мий СССР Салам Са­лам­за­де, Кязим Кя­зим­за­де, Иб­ра­гим Зей­на­лов.

В 1951 году сек­ре­тарь ЦК КП Азер­бай­джа­на Мир­джа­фар Ба­ги­ров пе­ре­дал музею ис­кусств зда­ние, из­вест­ное как «особ­няк Дебура», рас­по­ло­жен­ный по ад­ре­су: улица Чка­ло­ва, 9 (быв­шая Са­до­вая, ныне Ниязи), где в своё время раз­ме­ща­лись кон­то­ра АО «Кас­пий­ское То­ва­ри­ще­ство», Азер­бай­джан­ский ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет и Сов­нар­ком Азербайджана. В новом зда­нии была со­зда­на новая экс­по­зи­ция, в ко­то­рой были пред­став­ле­ны луч­шие об­раз­цы про­из­ве­де­ний ис­кус­ства из кол­лек­ции музея. Впо­след­ствии музей пре­вра­тил­ся в центр ис­кус­ство­вед­че­ской науки. Здесь про­во­ди­лись раз­лич­ные ме­ро­при­я­тия: юби­лей­ные вы­став­ки ху­дож­ни­ков, му­зы­каль­ные ве­че­ра, встре­чи с ин­тел­ли­ген­ци­ей и т. п.

После рас­па­да СССР ре­ше­ни­ем пра­ви­тель­ства и пре­зи­ден­та рес­пуб­ли­ки музею было пе­ре­да­но ещё одно зда­ние, по­стро­ен­ное в 1885 году, где ранее рас­по­ла­га­лись Ма­ри­ин­ская жен­ская гим­на­зия и гор­ком Баку.

В 1992-93 годах пра­ви­те­ли На­род­но­го фрон­та ре­ши­ли «вы­се­лить» музей из «Де­бу­ров­ско­го двор­ца», и рас­по­ло­жить в зда­нии МИД Азер­бай­джа­на. Тогда, по сло­вам Азада Ша­ри­фа, груп­па ав­то­ри­тет­ных де­я­те­лей куль­ту­ры Азер­бай­джа­на, среди ко­то­рых была Эль­ми­ра Шах­тах­тин­ская, Ми­ка­ил Аб­дул­ла­ев, Токай Ма­ме­дов и др. встре­ти­лись с пре­зи­ден­том Абуль­фа­зом Эль­чи­бе­ем. От­ме­ча­ет­ся, что со­об­ще­ние о том, что «даже Ба­ги­ров вы­де­лял для куль­ту­ры луч­шие зда­ния го­ро­да», возы­ме­ло своё дей­ствие и зда­ние было остав­ле­но у музея.

С 1994 по 2003 год ди­рек­то­ром музея был скуль­птор Иб­ра­гим Зей­на­лов, с 2003 по 2010 - док­тор ис­кус­ство­ве­де­ния Ис­ра­фил Ис­ра­фи­лов (азерб.)русск., а с 2010 по на­сто­я­щее время долж­ность ди­рек­то­ра музея за­ни­ма­ет За­слу­жен­ный де­я­тель ис­кусств Азер­бай­джа­на, про­фес­сор Чин­гиз Фар­за­ли­ев (азерб.)русск..

7 июня 2013 года со­сто­я­лось от­кры­тие но­во­го пе­ре­ход­но­го кор­пу­са музея ис­кусств. На це­ре­мо­нии от­кры­тия при­ня­ли уча­стие Пре­зи­дент Иль­хам Алиев и его су­пру­га Мехри­бан Али­е­ва.

-4

Корпуса музея

Первый корпус

Основная статья: Дворец де Бура

История здания

Архитектор особняка Николай фон дер Нонне
Архитектор особняка Николай фон дер Нонне

26 фев­ра­ля 1888 года неф­те­про­мыш­лен­ник и ос­но­ва­тель ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства «Кас­пий­ское То­ва­ри­ще­ство» Лев де Бур (1840—1889) подал в Го­род­скую упра­ву за­яв­ле­ние об утвер­жде­нии плана на по­строй­ку двух­этаж­но­го ка­мен­но­го особ­ня­ка и 18 ап­ре­ля был вы­не­сен «при­го­вор на укреп­ле­ние участ­ка в 700 кв. сажен» на Са­до­вой улице (ныне — улица Ниязи). 26 ав­гу­ста го­род­ской ин­же­нер пол­ков­ник Ни­ко­лай фон дер Нонне и го­род­ской ар­хи­тек­тор, граж­дан­ский ин­же­нер Антон Кан­ди­нов утвер­ди­ли про­ект дома. Хотя под­пись ар­хи­тек­то­ра зда­ния на про­ек­те от­сут­ству­ет, ар­хи­тек­то­ром счи­та­ет­ся имен­но Н. А. фон дер Нонне. 31 ав­гу­ста 1888 года про­ект был утвер­ждён Го­род­ским го­ло­вой Ста­ни­слав Дес­пот-Зе­но­ви­чем и чле­ном упра­вы Л. Ни­ку­ли­ным. Вско­ре было на­ча­то строительство

Вид на особняк из Губернаторского сада. 1900-е
Вид на особняк из Губернаторского сада. 1900-е

В ян­ва­ре 1891 года на­след­ни­ки по­кой­но­го Льва де Бура про­да­ли уча­сток на Са­до­вой, где был за­ло­жен толь­ко фун­да­мент дома, «Кас­пий­ско­му То­ва­ри­ще­ству» за 16 000 руб­лей и он стал част­ной соб­ствен­но­стью об­ще­ства. Ак­ци­о­не­ра­ми было ре­ше­но по­стро­ить зда­ние для кон­то­ры об­ще­ства. В связи с этим, ар­хи­тек­то­ру при­ш­лось вне­сти неко­то­рые из­ме­не­ния в про­ект. Так, в фа­сад­ной части были по­стро­е­ны два входа с бал­ко­на­ми вме­сте од­но­го. Бал­ко­ны вы­хо­ди­ли на Са­до­вую улицу и с них от­кры­вал­ся вид на Ми­хай­лов­ский сад (ныне — сад им. Ва­х­и­да).

По­строй­ку зда­ния да­ти­ру­ют 1891 и 1893 годом. От­ме­ча­ют, что дом «Кас­пий­ско­го То­ва­ри­ще­ства» был окон­ча­тель­но по­стро­ен к 1895 году. На этом зда­нии на­хо­дил­ся ме­да­льон с бук­ва­ми «КТ», ко­то­рый при одном из ре­мон­тов был уни­что­жен. В этом году умер со­учре­ди­тель «Кас­пий­ско­го То­ва­ри­ще­ства» С. И. Ба­ги­ров и его за­ме­нил в делах его зять Павел Оси­по­вич Гу­ка­сов. В 1896 году в одной из ча­стей дома «Ка­пий­ско­го То­ва­ри­ще­ства» по­се­лил­ся с се­мьёй ди­рек­тор прав­ле­ния То­ва­ри­ще­ства, один из че­ты­рёх бра­тьев Гу­ка­со­вых — Аршак Оси­по­вич, а в 1898 году туда пе­ре­се­ли­лась семья и П. О. Гу­ка­со­ва. От­ме­ча­ет­ся также, что в эти годы в зда­нии слу­чил­ся пожар.

Здание главного корпуса музея в 1930 году
Здание главного корпуса музея в 1930 году

После Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции 1917 года при ак­тив­ном уча­стии ан­глий­ско­го кон­су­ла Э. Мак-До­наль­да власть в Баку 31 июля 1918 года пе­ре­ш­ла пра­ви­тель­ству Дик­та­ту­ры Центро­кас­пия, ко­то­рое при­гла­си­ло ан­гли­чан для обо­ро­ны го­ро­да от Кав­каз­ской ис­лам­ской армии. Бри­тан­ская армия на­хо­ди­лась в Баку до ав­гу­ста 1919 года. Штаб ан­глий­ско­го ко­ман­до­ва­ния, воз­глав­ля­е­мый ге­не­ра­лом Уи­лья­мом Том­со­ном, рас­по­ла­гал­ся в доме «Кас­пий­ско­го То­ва­ри­ще­ства». Там же про­жи­ва­ли Гукасовы.

28 ап­ре­ля 1920 года, после входа в Баку ча­стей Крас­ной Армии, Пред­се­да­те­лем Рев­ко­ма Азер­бай­джа­на стал На­ри­ман На­ри­ма­нов. В 1921 году он воз­гла­вил Совет На­род­ных Ко­мис­са­ров, ко­то­рый раз­ме­стил­ся в зда­нии быв­ше­го «Кас­пий­ско­го То­ва­ри­ще­ства». На вто­ром этаже жила семья На­ри­ма­но­ва. После смер­ти На­ри­ма­но­ва в 1925 году улица Са­до­вая была пе­ре­име­но­ва­на в На­ри­ма­нов­скую. С 1933 года в доме по­се­лил­ся Пер­вый Сек­ре­тарь КПб Азер­бай­джа­на Мир­джа­фар Ба­ги­ров с се­мьёй. В 30-х была про­из­ве­де­на ре­кон­струк­ция зда­ния, а 7 мая 1935 года, ниже дома со сто­ро­ны моря был от­крыт новый сквер имени На­ри­ма­но­ва. В 1939 году улица была опять пе­ре­име­но­ва­на в улицу Чка­ло­ва. На­ко­нец, в 1951 году Ба­ги­ров пе­ре­дал этот дво­рец музею ис­кусств, где он раз­ме­щён и по сей день.

Архитектура

От­ме­ча­ет­ся, что спо­кой­ные го­ри­зон­таль­ные чле­не­ния дома впо­след­ствии хо­ро­шо гар­мо­ни­ро­ва­ли с вер­ти­ка­ля­ми зда­ния клуба и жи­ло­го дома Са­ды­хо­вых. В тот пе­ри­од, когда про­ек­ти­ро­вал­ся особ­няк Де­бу­ра, пло­щад­ки вдоль крас­ных линий улицы были сво­бод­ны. В связи с этим, фон дер Нонне не был свя­зан со­сед­ством с дру­ги­ми зда­ни­я­ми. Ин­те­рес­но объ­ём­ное и пла­стич­ное ре­ше­ние зда­ния, учи­ты­ва­ю­щее его осо­бое рас­по­ло­же­ние и об­ра­щён­ность к морю. Тор­же­ствен­но­сти ар­хи­тек­ту­ры особ­ня­ка также спо­соб­ство­ва­ли хо­ро­шо про­ри­со­ван­ные клас­си­че­ские эле­мен­ты, силь­ные пла­сти­че­ские сред­ства (пор­ти­ки) на фоне ру­стов­ки.

По­доб­но­го типа по­строй­ки в те годы толь­ко-толь­ко стали по­яв­лять­ся на цен­траль­ных ули­цах го­ро­да. Счи­та­ет­ся, что особ­няк Де­бу­ра в усло­ви­ях Баку об­ла­да­ет ред­ким ка­че­ством — он пре­крас­но обо­зре­ва­ет­ся. Эти по­ло­жи­тель­ные осо­бен­но­сти зда­ния стали ещё силь­нее ощу­щать­ся после про­из­ве­дён­ной в 1930-х годах ре­кон­струк­ции окру­же­ния и со­зда­ния скве­ра. Зда­ние фон дер Нонне счи­та­ет­ся пер­вой по­пыт­кой объ­ём­но-про­стран­ствен­но­го ре­ше­ния жи­ло­го дома путём ак­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния пор­ти­ков на глав­ном фа­са­де, лод­жий — на бо­ко­вом и дру­гих пла­сти­че­ских средств.

Это зда­ние счи­та­ет­ся един­ствен­ным ис­то­ри­че­ским зда­ни­ем в го­ро­де, ко­то­рое вос­при­ни­ма­ет­ся в трёх из­ме­ре­ни­ях среди плос­кост­ной пе­ри­мет­раль­ной за­строй­ки. Ука­зы­ва­ют, что дом Де­бу­ра стал опор­ным со­ору­же­ни­ем при по­сле­ду­ю­щих пе­ре­пла­ни­ров­ках при­ле­га­ю­щей части го­род­ской тер­ри­то­рии, а зна­чи­тель­ный объём и эф­фект­ное ме­сто­по­ло­же­ние сде­ла­ли его ком­по­зи­ци­он­ным ак­цен­том среди удач­но по­став­лен­ных зданий.

-8
-9

Коллекция музея

Всего в 60 ком­на­тах музея вы­став­ле­но более 3000 экс­по­на­тов. Семь ком­нат в пер­вом кор­пу­се пред­на­зна­че­ны для ев­ро­пей­ских ху­дож­ни­ков, 10 — для рус­ских ху­дож­ни­ков, а осталь­ные пред­на­зна­че­ны для иран­ско­го, ту­рец­ко­го и япон­ско­го ис­кус­ства. Все 30 ком­нат во вто­ром кор­пу­се за­ни­ма­ют ра­бо­ты азер­бай­джан­ских ху­дож­ни­ков. В экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны азер­бай­джан­ские изоб­ра­зи­тель­ное и де­ко­ра­тив­ное ис­кус­ство, об­раз­цы на­род­но­го твор­че­ства раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских пе­ри­о­дов. Также име­ет­ся отдел ста­рин­но­го азер­бай­джан­ско­го ис­кус­ства, где по­ка­за­ны из­де­лия из ке­ра­ми­ки и ме­тал­ла, по­су­да, ми­ни­а­тю­ры, вы­шив­ки, на­ци­о­наль­ная одеж­да и укра­ше­ния. Есть также мно­же­ство ков­ров из Ка­ра­ба­ха, Ка­за­ха, Шир­ва­на и Ап­ше­ро­на. Име­ет­ся спе­ци­аль­ный отдел для муж­ских и жен­ских рем­ней и кин­жа­лов. Эти пояса были тра­ди­ци­он­но укра­ше­ны дра­го­цен­ны­ми и по­лу­дра­го­цен­ны­ми камнями. Всего в музее хра­нит­ся около 17000 про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, од­на­ко из-за ма­ло­го ко­ли­че­ства мест все экс­по­на­ты музея не могут де­мон­стри­ро­вать­ся од­но­вре­мен­но. По­это­му экс­по­на­ты пе­ри­о­ди­че­ски ме­ня­ют­ся так, что боль­шая часть работ может быть отображена.

Коллекция античного и средневекового искусства Азербайджана

Кол­лек­ция ан­тич­но­го и сред­не­ве­ко­во­го ис­кус­ства Азер­бай­джа­на вклю­ча­ет в себя раз­лич­ные про­из­ве­де­ния ис­кус­ства эпохи ан­тич­но­сти и сред­них веков, най­ден­ные на тер­ри­то­рии Азер­бай­джа­на. Среди них можно от­ме­тить фи­гу­ры птиц эпохи Манны из На­хи­че­ва­ни, жен­ские фи­гу­ры III—I вв. до н. э. из Баку, Шеки, фи­гур­ки че­ло­ве­ка I—III веков нашей эры, об­на­ру­жен­ные в ходе ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок в по­се­ле­нии Хы­ны­с­лы в Ше­ма­хин­ском рай­оне, раз­лич­ная по­су­да из Гян­джи, Бай­ла­ка­на, Ка­ба­лы, Мин­ге­ча­у­ра, ка­мен­ные плиты с вы­се­чен­ны­ми на них ре­льеф­ны­ми над­пи­ся­ми и изоб­ра­же­ни­я­ми из Са­ба­иль­ско­го замка, най­ден­ное в Ла­чин­ском рай­оне над­гро­бие в форме коня (XVI век) и пр.

-10
-11
Ке­ра­ми­че­ская по­су­да из На­хи­че­ва­ни. II ты­ся­че­ле­тие до н. э.
Ке­ра­ми­че­ская по­су­да из На­хи­че­ва­ни. II ты­ся­че­ле­тие до н. э.
Ке­ра­ми­че­ская по­су­да из Ка­ба­лы. I ты­ся­че­ле­тие до н. э.
Ке­ра­ми­че­ская по­су­да из Ка­ба­лы. I ты­ся­че­ле­тие до н. э.
Ке­ра­ми­че­ская по­су­да из Мин­ге­ча­у­ра
Ке­ра­ми­че­ская по­су­да из Мин­ге­ча­у­ра

Коллекция живописи

Азербайджанское искусство

В музее хра­нят­ся ра­бо­ты ос­но­во­по­лож­ни­ков азер­бай­джан­ско­го ре­а­ли­сти­че­ско­го ис­кус­ства Мирзы Ка­ды­ма Эри­ва­ни, М. На­в­ва­ба, Б. Кен­гер­ли, А. Азим­за­де (XIX — на­ча­ло XX вв.) и луч­шие ра­бо­ты азер­бай­джан­ских со­вет­ских ху­дож­ни­ков — Са­ла­ма Са­лам­за­де, Ми­ка­и­ла Аб­дул­ла­е­ва, Амира Га­джи­е­ва, Таги Та­ги­е­ва, То­гру­ла На­ри­ман­бе­ко­ва, Таира Са­ла­хо­ва[6], Ви­да­ди На­ри­ман­бе­ко­ва, Га­зан­фа­ра Ха­лы­ко­ва, скуль­пто­ра Омара Эль­да­ро­ва. Один зал пол­но­стью по­свя­щён ра­бо­там Сат­та­ра Бах­лул­за­де.

Уста Гам­бар Ка­ра­ба­ги. Де­ре­во жизни, из Ше­кин­ско­го хан­ско­го двор­ца, конца XVIII века
Уста Гам­бар Ка­ра­ба­ги. Де­ре­во жизни, из Ше­кин­ско­го хан­ско­го двор­ца, конца XVIII века
Неиз­вест­ный ху­дож­ник. Порт­рет дер­ви­ша Ну­ра­ли Шаха, XIX век
Неиз­вест­ный ху­дож­ник. Порт­рет дер­ви­ша Ну­ра­ли Шаха, XIX век
Неиз­вест­ный ху­дож­ник. Порт­рет дер­ви­ша Сул­та­на Ба­язи­да, XIX век
Неиз­вест­ный ху­дож­ник. Порт­рет дер­ви­ша Сул­та­на Ба­язи­да, XIX век
Мирза Кадым Эри­ва­ни. «Порт­рет си­дя­щей жен­щи­ны». 1870-е гг.
Мирза Кадым Эри­ва­ни. «Порт­рет си­дя­щей жен­щи­ны». 1870-е гг.
Мирза Кадым Эри­ва­ни. «Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка». Се­ре­ди­на XIX века
Мирза Кадым Эри­ва­ни. «Порт­рет мо­ло­до­го че­ло­ве­ка». Се­ре­ди­на XIX века
Мирза Кадым Эри­ва­ни. «Порт­рет Фетх Али-ша­ха».
Мирза Кадым Эри­ва­ни. «Порт­рет Фетх Али-ша­ха».
Бахруз Кен­гер­ли - Пей­заж с го­ра­ми, 1916
Бахруз Кен­гер­ли - Пей­заж с го­ра­ми, 1916
Бахруз Кен­гер­ли - Порт­рет жен­щи­ны, 1920
Бахруз Кен­гер­ли - Порт­рет жен­щи­ны, 1920
Азим Азим­за­де. «Жен­ская сва­дьба». 1930 год
Азим Азим­за­де. «Жен­ская сва­дьба». 1930 год
Азим Азим­за­де. «Ра­ма­зан в бо­га­том доме». 1932 год
Азим Азим­за­де. «Ра­ма­зан в бо­га­том доме». 1932 год
-25
-26

-27
-28
-29

Если вам понравилась статья не забывайте подписываться что бы не пропустить другие интересные статьи. Если хотите дополнить и поделиться пропущенной информацией пишите в комментариях

Весь мир глазами Азербайджанки