Найти тему

Как мозг типа А развивается при стрессе

Представь, что ты на сцене, собираешься произнести важную речь. Твое сердце бьется. Твои руки холодные и липкие.

Почему наши тела так реагируют? "Девяносто девять процентов стресс- это социальные стресс-факторы". Мы беспокоимся о плохих отзывах, плохо выполняя какие-то тесты или задания", - объясняет Джереми Джеймисон, психолог из Университета Рочестера, который изучает влияние стресса на принятие решений и эмоции. Но "наши системы реагирования на социальный стресс построены на архитектуре, которая изначально была спроектирована для работы с физическими стрессогенными факторами".

Другими словами, когда мы выходим на сцену, чтобы произнести эту речь, наше тело реагирует так, как будто оно только что заметило медведя.

Но обречены ли мы так реагировать, рассматривая социальные стрессы как физическую опасность? Вместо этого, мы можем научиться "оценивать" наш стресс и беспокойство как волнение и положительные эмоции.

Если мы верим, что сможем справиться с этим вызовом, мы испытаем стрессовое состояние, "мотивированное подходом".

Подумайте о двух лыжниках на вершине ледяного склона, оба сердца гонятся; опытный лыжник чувствует себя взволнованным и уверенным, а новичок - парализованным от страха. То же самое можно сказать и о социальных стрессах: "По своей природе мы оцениваем, достаточно ли у нас ресурсов для удовлетворения потребностей или нет", - сказал Джеймисон.

Если мы верим, что сможем справиться с вызовом, то испытываем стрессовое состояние, "мотивированное подходом". Наш организм готовится подойти к стресс-фактору или справиться с ним, позволяя нам чувствовать себя возбужденными, ампутированными или даже злыми. Но если мы верим, что не располагаем достаточными ресурсами или предвидим угрозу, наш организм предвосхищает поражение и стремится свести к минимуму физический ущерб, сжимая кровеносные сосуды и сосредотачивая кровь в своем ядре. "Выражение "холодные ноги"?" сказал Джеймисон. "Ваши руки и ноги на самом деле становятся холоднее, потому что там течет меньше крови". Тело, по сути, предвидит что-то, что может навредить нам, и вещи скорее могут навредить конечностям, чем сердцевине".

Исследования Джеймисона показывают, что люди могут изменить эти физические реакции, изменяя свое мышление. В одном эксперименте группе студентов, готовящихся к GRE (вступительный экзамен в аспирантуру), было сказано, что признаки физиологического возбуждения - такие как повышенная частота сердечных сокращений - предсказывают лучшую успеваемость на тесте. При сдаче пробного теста эти участники продемонстрировали большую сердечную эффективность и меньшее сужение кровеносных сосудов (в соответствии со стрессовой реакцией, "ориентированной на подход"), чем студенты, не прошедшие это обучение. Более того, студенты, которых поощряли принимать стресс, превзошли своих коллег по количественному разделу GRE как во время пробного теста в лаборатории, так и во время фактического экзаменационного месяца спустя.

Веры в положительный эффект стресса было достаточно для повышения успеваемости на экзамене.

В серии экспериментов Элисон Вуд Брукс, исследователь Гарвардской бизнес-школы, обнаружила, что люди, которым было поручено произносить слова "Я взволнован" перед тем, как петь караоке или произносить речь, выполняли ее лучше, чем те, кого поощряли выражать беспокойство, спокойствие или не испытывать эмоций. А участники, прочитавшие слайд со словами "Попробуйте возбудиться", на стрессовом математическом тесте выступили лучше, чем те, кто прочитал "Попробуйте сохранять спокойствие" на контрольном слайде. Если мы чувствуем беспокойство по поводу произнесения свадебного тоста или захода на аттестацию, мы можем заново оценить этот негативный стресс как положительное возбуждение.

Наш подход к стрессу может иметь долгосрочные последствия. В 1981 году в штате Иллинойс Бэлл Телефон уволили почти половину из 26 000 сотрудников. Доктор Сальваторе Мэдди, психолог из Университета Чикаго, отслеживал более 400 сотрудников компании в течение шести лет, что привело к увольнениям, и в течение шести лет после этого. После увольнений две трети испытуемых Мэдди боролись за производительность труда, лидерство и здоровье.

Некоторые испытывали сердечные приступы, инсульты, ожирение, депрессию, злоупотребление алкоголем и наркотиками и плохие оценки работы. Другая треть - несмотря на те же потрясения, что и их коллеги - сохранила свое здоровье, счастье и положительную карьеру.

Мэдди изучал различия между теми, кто колеблется и теми, кто процветает в условиях стресса, перегоняя различия в то, что он назвал "Три Cs". Люди, которые процветали перед лицом стресса, стремились быть вовлеченными в то, что происходит вокруг них (приверженность) и хотели повлиять на результаты, а не погрязнуть в пассивном бессилии (контроль). Но они также демонстрировали и отношение к вызовам, что означало рассмотрение изменений, вызванных стрессом, как возможностей для обучения и роста.