Город Киль мне понравился. С пятого этажа географического корпуса было вид как в Москве с пятидесятого. В городе вообще нет высотной застройки. Много зелени. Абсолютно аналогичная с Подмосковьем природа. Климат тек себе, но к переменчивой погоде, ветрам и неожиданным дождям я через месяц привык. Мне он очень напоминал город моего детства. Киль был полностью уничтожен в войну. Его строили заново в конце сороковых – начале пятидесятых. Старую часть подмосковного Видного строили такие же немцы в то же время. Наверное это сказалось. Мне там было хорошо. Море, конечно, чисто условное и на закат смотреть приходилось ездить на мост через канал. В Римини рассветы и закаты не в пример симпатичнее.
Но сегодня я не об этом. Сегодня я расскажу о том, как я устный экзамен сдавал.
Сессия вообще получилась эпическая – у меня никогда еще не было шесть экзаменов за пять дней. Но единственный в этой куче устный экзамен оказался достоин отдельного рассказа.
Чтобы понять, как такое случилось, потребуется немного предыстории.
Самая большая проблема Кильских студентов – местная информационная система. Отдельный сайт для регистрации на курсы (но не все), отдельная система для составления расписания, отдельная система для регистрации на экзамены, и это никак не связано с основным сайтом. Вместо бантика к этой красоте еще отдельный сервер студенческой почты. Обмен данными между всем этим не предусмотрен.
То есть, мало того, что вся схема кривая, так еще все это подчинено какой-то только немцам понятной логике. Немцы это знают и шлют на почту инструкции. По поводу и без повода, на все возможные и невозможные случаи. Никогда еще в своей жизни я не получал столько разнообразных инструкций и схем.
Кильский университет состоит из кучи разных институтов или факультетов. В принципе, местные студенты более-менее держатся в рамках одного из них. Но я приехал по обмену и самостоятельно набирал любые нравящиеся мне предметы. Так сложилось, что они были на факультетах Географии, Сельского хозяйства, Экономики, Компьютерных наук. В каждом из них есть экзаменационный офис, отвечающий за организацию и проведение экзаменов. Основные правила у всех одинаковые, но документооборот и мелкие детали у всех свои. Чтобы попасть на экзамен, я должен был скачать бланк заявления с сайта офиса, заполнить-подписать и бросить в почтовый ящик этого офиса. Потом дождаться появления информации на сайте регистрации на экзамен и сверить всё ли верно.
Отличная электронная система! Немного побегал и всё получилось. Список экзаменов есть, время нигде не пересекается и даже аудитории почти везде указаны. Почти. Для устного экзамена ничего нет. Может потом появится?
Все мои предметы в Киле состояли из лекций и семинаров. Раз в неделю одно, раз в неделю другое. Иногда пачками – лекции, лекции, лекции, а потом семинары. Вечером перед устным экзаменом я полез проверять что там написано и наткнулся на засаду. Это был уникальный случай – предмет состоял из двух совершенно разных лекций. Одна часть была связанна с экономикой (полная ерунда), а другая – с планированием территорий для нормального существования экосистем. На сайте регистрации на курсы лекции стоят в разных строках. Названия на сайте-создавалке расписания разные, профессора разные и я не заметил подвоха. А на сайте регистрации на экзамен они идут вместе. Блин…
Я б на эти экосистемы ходил – смежные знания в моей новой области, но они пересекалась в расписании с «Бизнес-моделированием на Питоне» и я предпочел ходить на Питон.
Что-то исправить уже невозможно. Час расплаты настал. Я, конечно, пробежался по слайдам лекций, но толку-то?
Бояться мне нечего. Чтобы моя поездка считалась состоявшейся, достаточно сдать хотя бы один экзамен из обязательных пяти. Одну оценку к тому времени я уже имел, так что даже если я просто плюну и никуда не пойду, катастрофы не будет. Просто в Италии потом надо будет сдавать больше.
Но как-то обидно. Надо хоть попробовать!
Наутро меня ждала еще одна засада. Номер аудитории так и не появился, профессорша ничего не прислала. Экзамен в 9 утра. Куда идти? На последнем занятии мы спрашивали, и она сказала: «наверное, здесь». Пришел к аудитории минут за 20. Никого. Это странно. Молодежь тут приходит на экзамены заранее. За 5 минут до начала так никого и не было. Я сел на велик и помчался в экзаменационный офис. Километра 2.
Прилетел. Вызвав море сочувствия, выяснил, где экзамен.
- Мы позвоним, предупредим, что вы уже бежите, чтобы вам не засчитали опоздание, - проводили меня добродушные немецкие тётушки.
Прибежал. Никого.
Минут через 20 появились пара моих профессоров:
- О! Студент. Вы что, экзамен сдавать?
- Да, - отвечаю я с некоторым сомнением.
- Ну, тогда мы вас пригласим минут через 10.
Тут прибежал мой однокурсник. Тоже искал аудиторию. Что за профессорская шутка – я не понял. Зачет на сообразительность?
- Проходите пожалуйста, - выглядывает из двери профессорша, к которой я ходил.
Сажусь. Для начала тут всегда надо подписать бумагу о том, что я здоров, нахожусь в здравом уме и твердой памяти и не имею признаков беременности.
- Тут вот какое дело, - говорю я и выкладываю им свою проблему.
Профессорские лица немного вытягиваются.
- То-то я вас совсем не помню, - говорит эколог.
- Что мы можем с этим поделать? – спрашиваю, - Может быть я могу сдать экономическую часть и получить какой-нибудь балл?
- Нууу, вы можете прослушать мой курс в следующем году и тогда придете сдавать экзамен, - выдает профессор.
- Я бы с радостью, - говорю, - курс у вас ну ооочень интересный, но я тут по Эразмусу. Через три дня улетаю и в Германию больше не вернусь, - корчу я печальную морду.
Немножко соврал, конечно, но в таком деле это не грех.
- Что же вам больше всего понравилось, если вы были только на первой лекции?
- Особенно меня зацепила немецкая система компенсаций за вывод сельхозугодий из оборота, - ляпнул я первое, что запомнил из пролистанных слайдов. – Хочу изучить ее более детально.
- Хммммм… - подобрели глаза профессора. - Но принять только половину экзамена мы у вас не можем.
- Тогда, может быть, мы попробуем? Вдруг мне удастся вам что-то ответить?
Парочка переглянулась.
- Что ж, подпишите вот тут, что вы не беременны, и начнем.
Чувство юмора – это хорошо. Мне главное, чтобы профессора в сарказм не понесло.
Организован экзамен был необычно. Сначала тянешь билетик с вопросом от одного профессора, думаешь 5 минут, а потом 10 минут отвечаешь. Второй профессор в это время документирует впечатления на заготовленном бланке. Ставит какие-то галочки, что-то записывает – куча работы. Потом они меняются местами, и я отвечаю второму профессору.
- Вы готовы?
Мне попался вопрос о проблемах ареалов обитания и минимальной численности видов. Слава богу! Тут можно наговорить всякого. Просмотренные с детьми фильмы ВВС и вовремя вспомненная функция логистического роста меня спасли.
- Ну… Для человека бывшего только на одной лекции, неплохо, - откинулся на спинку стула эколог.
Экономическая часть проблем не вызвала. Уже не помню, что я там рассказывал.
После этого меня выгнали за дверь, и через пять минут объявили:
- Мы ставим вам 3,7.
Не густо, но, по крайней мере, сдал. Интересно, а если бы я не сказал, что не был на лекциях получилось бы лучше?
Засчитывая обменные экзамены, в Италии переводят немецкие баллы в 30-балльную систему. И эти 3,7 превратились в 23. Неплохо!
Такая вот романтическая история о невнимательности. Главное – не сдаваться.
Подписывайтесь на мой канал! Будет еще много разного и интересного.