Вот интересно, когда читаешь книгу, то любишь ушами или глазами? Или каждой клеточкой тела? Можно ли вдохнуть аромат, услышать ссоры соседей, обгореть на солнце и быть абсолютно уверенной, что всю жизнь знаешь героев, которые существуют лишь на страницах книги?
Дина Рубина – тот автор, чьи книги я нежно полюбила прежде всего за красочный слог. Даже больше, чем за сюжет. Её книги живые и сочные, они дышат, звучат, пахнут, согревают.
Она ловко плетет волшебное словесное кружево, радужными чернилами с аккуратностью каллиграфа выводит арабской вязью витиеватые узоры, наполняя каждый завиток солнечным светом и теплом. Ты накидываешь на себя этот восхитительный языковой наряд и отправляешься бродить по лабиринтам изнывающего от зноя города, напитываясь "запахами коммунальных ташкентских дворов".
"На солнечной стороне улицы" царит непередаваемая атмосфера послевоенного Ташкента, тёплого и родного, с его самобытным колоритом.
Была какая-то упоительная мягкость в проникнутом тихим журчанием арыков воздухе, в дальних голубых горах, в деревьях, смыкающихся зеленым сводом над тихими улицами, в белых, желтоватых и розовых особняках центра города – каждый наособицу: где колонны, где лепнина по карнизу, но все просторные, с высокими потолками – только и спасение от жары… (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина
Именно в этом городе разворачивается история двух главных героинь – матери и дочери. Катя Щеглова пережила блокаду Ленинграда и была вместе с братом эвакуирована в Ташкент. После смерти брата Катя осталась одна, озлобилась на весь мир, стала скупой и недоверчивой. Теперь она – фарцовщица и аферистка.
Вера – нежеланный и не нужный ребёнок, росла как сорняк, сама по себе. Сама научилась читать, пока соседский мальчишка готовил уроки. Сама научилась рисовать, когда ждала мать, пока у той закончится рабочая смена. Всю её жизнь о ней заботились посторонние люди, подкармливали, воспитывали, помогали.
Два совершенно чужих человека, волею судьбы оказались связанными родственными узами. Мать перевозит наркотики, дочь рисует портреты. Мать садится в тюрьму, дочь поступает в художественное училище.
Д. Рубина использует очень интересный приём, развивая повествование то в прошлом, то в настоящем, давая читателю возможность самому распутывать сюжетные связи между героинями. Кроме того, она вписала себя в книгу, делая лирические отступления о своей жизни в Ташкенте, где жила в одно время с Верой. Однажды она даже подарила ей сумочку и ленту. Позже, когда Вера стала известной художницей, автор встретилась с ней лично.
…Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые брусы янтарных, слёзных на срезе, сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос. Из дому надо выходить с запасом тепла… – мне до сих пор тепло, благодарение Создателю. (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина
Вообще же не только главные героини, но и все персонажи, обитающие "На солнечной стороне улицы", очень многогранные, объемные. У каждого свой характер, свой говор, свои привычки, которые прорисованы в мельчайших деталях. Случайно подобранный Верой отчим – интеллигентный алкоголик, уделявший, тем не менее, её воспитанию много времени. Многословный Стасик, открывший Вере богемный мир искусства. Тихий Лёня, довольствующийся трогательной дружбой и занимающийся её жизнеобеспечением.
А ещё весь разношерстный послевоенный Ташкент, в котором с переменным успехом уживались русские, узбеки, евреи и прочие национальности.
это и было то золотое равновесие, которое являл старый Ташкент, великий Ноев ковчег, в котором ругались, любились, дрались, воровали и праздновали – каждый свои, а заодно и чужие – праздники, и плыл он себе в океане вечности, рассекая волны; плыл, неся на своих палубах всю свою живность, всех чистых и нечистых, равных и неравных, а главное, всех, кому в нем было хорошо и кто не помышлял покинуть его, палимые зноем, палубы… (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина
Дина Рубина – писатель, которому подвластно преобразить и раскрасить всё, что попадает в поле её зрения, от человеческой внешности до безжизненных костылей калеки. И красок у ней в избытке, и мазки щедрые.
Костыли же оказались совершенно одушевленными, и время от времени Вера натыкалась в разных углах квартиры на эту легкую танцевальную парочку, словно за ночь их туда приводило любопытство. (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина
Всегда приятно читать авторов, которых в скудословии уж точно не упрекнешь. Д. Рубина лично для меня одна из таких писательниц. Я открываю её книги, чтобы послушать музыку.
Все материалы канала "Книжный сундучок" являются собственностью его автора и защищены авторским правом. Любое копирование, публикация и другое использование возможны только с письменного разрешения автора со ссылкой на канал. ©