Найти тему
Книжный сундучок

На солнечной стороне улицы старого Ташкента

Вот интересно, когда читаешь книгу, то любишь ушами или глазами? Или каждой клеточкой тела? Можно ли вдохнуть аромат, услышать ссоры соседей, обгореть на солнце и быть абсолютно уверенной, что всю жизнь знаешь героев, которые существуют лишь на страницах книги?

Дина Рубина – тот автор, чьи книги я нежно полюбила прежде всего за красочный слог. Даже больше, чем за сюжет. Её книги живые и сочные, они дышат, звучат, пахнут, согревают.

Она ловко плетет волшебное словесное кружево, радужными чернилами с аккуратностью каллиграфа выводит арабской вязью витиеватые узоры, наполняя каждый завиток солнечным светом и теплом. Ты накидываешь на себя этот восхитительный языковой наряд и отправляешься бродить по лабиринтам изнывающего от зноя города, напитываясь "запахами коммунальных ташкентских дворов".

"На солнечной стороне улицы" царит непередаваемая атмосфера послевоенного Ташкента, тёплого и родного, с его самобытным колоритом.

Была какая-то упоительная мягкость в проникнутом тихим журчанием арыков воздухе, в дальних голубых горах, в деревьях, смыкающихся зеленым сводом над тихими улицами, в белых, желтоватых и розовых особняках центра города – каждый наособицу: где колонны, где лепнина по карнизу, но все просторные, с высокими потолками – только и спасение от жары… (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина
Старый Ташкент. Источник: mytashkent.uz
Старый Ташкент. Источник: mytashkent.uz

Именно в этом городе разворачивается история двух главных героинь – матери и дочери. Катя Щеглова пережила блокаду Ленинграда и была вместе с братом эвакуирована в Ташкент. После смерти брата Катя осталась одна, озлобилась на весь мир, стала скупой и недоверчивой. Теперь она – фарцовщица и аферистка.

Вера – нежеланный и не нужный ребёнок, росла как сорняк, сама по себе. Сама научилась читать, пока соседский мальчишка готовил уроки. Сама научилась рисовать, когда ждала мать, пока у той закончится рабочая смена. Всю её жизнь о ней заботились посторонние люди, подкармливали, воспитывали, помогали.

Два совершенно чужих человека, волею судьбы оказались связанными родственными узами. Мать перевозит наркотики, дочь рисует портреты. Мать садится в тюрьму, дочь поступает в художественное училище.

Д. Рубина использует очень интересный приём, развивая повествование то в прошлом, то в настоящем, давая читателю возможность самому распутывать сюжетные связи между героинями. Кроме того, она вписала себя в книгу, делая лирические отступления о своей жизни в Ташкенте, где жила в одно время с Верой. Однажды она даже подарила ей сумочку и ленту. Позже, когда Вера стала известной художницей, автор встретилась с ней лично.

…Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца… Керамический блеск виноградных листьев, тяжелые брусы янтарных, слёзных на срезе, сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос. Из дому надо выходить с запасом тепла… – мне до сих пор тепло, благодарение Создателю. (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина

Вообще же не только главные героини, но и все персонажи, обитающие "На солнечной стороне улицы", очень многогранные, объемные. У каждого свой характер, свой говор, свои привычки, которые прорисованы в мельчайших деталях. Случайно подобранный Верой отчим – интеллигентный алкоголик, уделявший, тем не менее, её воспитанию много времени. Многословный Стасик, открывший Вере богемный мир искусства. Тихий Лёня, довольствующийся трогательной дружбой и занимающийся её жизнеобеспечением.

А ещё весь разношерстный послевоенный Ташкент, в котором с переменным успехом уживались русские, узбеки, евреи и прочие национальности.

это и было то золотое равновесие, которое являл старый Ташкент, великий Ноев ковчег, в котором ругались, любились, дрались, воровали и праздновали – каждый свои, а заодно и чужие – праздники, и плыл он себе в океане вечности, рассекая волны; плыл, неся на своих палубах всю свою живность, всех чистых и нечистых, равных и неравных, а главное, всех, кому в нем было хорошо и кто не помышлял покинуть его, палимые зноем, палубы… (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина
Старый Ташкент. Источник: mytashkent.uz
Старый Ташкент. Источник: mytashkent.uz

Дина Рубина – писатель, которому подвластно преобразить и раскрасить всё, что попадает в поле её зрения, от человеческой внешности до безжизненных костылей калеки. И красок у ней в избытке, и мазки щедрые.

Костыли же оказались совершенно одушевленными, и время от времени Вера натыкалась в разных углах квартиры на эту легкую танцевальную парочку, словно за ночь их туда приводило любопытство. (с) "На солнечной стороне улицы", Д. Рубина

Всегда приятно читать авторов, которых в скудословии уж точно не упрекнешь. Д. Рубина лично для меня одна из таких писательниц. Я открываю её книги, чтобы послушать музыку.

Все материалы канала "Книжный сундучок" являются собственностью его автора и защищены авторским правом. Любое копирование, публикация и другое использование возможны только с письменного разрешения автора со ссылкой на канал. ©