«Восставший из ада» («Hellraiser») является культовым британским фильмом ужасов 1987 года. Фильм был снят по повести Клайва Баркера - The Hellbound Heart («Адское сердце» или «Сердце, прикованное к аду»). Сам Клайв Баркер выступил режиссером и сценаристом фильма.
Название «Восставший из ада» фильму было дано не сразу. Первоначальное название соответствовало названию повести «Адское сердце». Однако на студии такое название сочли слишком романтичным для фильма ужасов и попросили Клайва Баркера придумать другой вариант. Клайв Баркер предложил рабочее название «Садомазохисты из загробного мира» («Sadomasochists from Beyond the Grave»). Последний вариант был также отвергнуть за сексуальный подтекст.
Несмотря на то, что фильм 1987 года, он до сих пор смотрится достаточно неплохо и при определенном настрое, даже способен вселить ужас. Обратите внимание, не напугать, а вселит ужас. Такой эффект достигнут за счет интересной истории, оригинальных жутких обликов монстров, жестоких, кровавых сцен и зловещей, величественной музыки. В целом в фильме создана неповторимая атмосфера ужаса и безысходности перед силами ада.
Первый фильм рассказывает нам историю одного человека - Фрэнка, который захотел познать высшее наслаждение, недоступное многим и в какой-то мере запретное. С этой целью, Фрэнк приобретает некую шкатулку-головоломку. Откуда он узнал о существовании названной шкатулки-головоломки, в фильме не раскрывается, как и не раскрывается его осведомленность об обряде и способе открытия шкатулки. Фрэнк представлен в фильме как преступный, аморальный элемент, который не подозревает о сущности приобретенной им шкатулки. Однако, если внимательно смотреть фильм, станет понятно, что Фрэнк не так прост, как кажется.
Открыв шкатулку-головоломку, Фрэнк призвал в человеческий мир так называемых сенобитов. По Клайву Баркеру сенобиты – это теологи Ордена Ран и Разрезов, хирурги с той стороны («The Surgeons from Beyond»). Сенобиты исследователи крайних пределов ощущений, демоны для одних, ангелы для других. Сенобиты могут проникать в человеческую реальность только через особый пространственно-временной пролом — «схизму» — который можно открыть и закрыть с помощью особых приспособлений. Таким приспособлением в фильме является ранее упомянутая шкатулка-головоломка. Сенобиты и их мир существуют параллельно с миром людей.
Произведение Клайва Баркера, рабочее название фильма «Садомазохисты из загробного мира», а также образы сенобитов навеяны некоторым БДСМ-опытом автора в молодости.
Фрэнк осуществил открытие шкатулки сидя на полу в квадрате из 21 свечи. Количество свеч в фильме четко показано и на этом сделан акцент. Число 21 символизирует совершенство и связано с мудростью. Процесс состоит из трех сфер, каждая сфера формируется за семи переходов. Число 21 имеет огромную энергетическую силу в оккультных знаниях и древних верованиях. Также, существует мнение, что душа человека весит 21 грамм. На самой шкатулке-головоломке отображено 16 лучей, что в сумме составляет 7. Крест в круге на шкатулке символизирует гармонию Вселенной, а также Солнце и Огонь.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Фрэнк не просто какой-то преступник и аморальный тип, он в достаточной степени осведомлен об оккультных знаниях и ритуалах. Все это наводит на мысль о том, что он понимал истинную сущность шкатулки-головоломки и был уверен, что сможет справиться с той силой, которая явится через пролом.
Стоит также отметить, что при открытии, из шкатулки выдвигаются 8 лучей. Число 8 в оккультных учениях и в религии имеет свою особую значимость. Например, символизирует божественное правосудие. Сенобиты в каком-то смысле творят правосудие и приводят в исполнение свой приговор в отношении грешников. Число 8 символизирует волю и решительность. Не руки открывают шкатулку, но воля. Число восемь помогает перейти из одной реальности в другую, из одного состояния в другое.
После открытия шкатулки, появляются четыре сенобита, что тоже не является случайным. Четыре, представляется в оккультном исчислении Священным или Совершенным Квадратом. Четыре угла символизируют бессмертие, куб для каббалистов есть «материя». Эзотерическая философия объясняет, что четыре есть символ Вселенной в ее потенциальном состоянии или состоянии Хаотической Материи и что она нуждается в Духе, чтобы наполнить ее деятельностью (указанное достигается развертыванием куба). Кроме того, число четыре противостоит тройке, т.е. святой троице.
Появившиеся сенобиты разрывают плоть Фрэнка на куски. Будучи искушенным в оккультизме, Фрэнку удается остаться в человеческом мире и благодаря свой любовнице Джулии вновь обрести облик человека.
Действие картины происходит в семейном доме, куда приезжает Ларри и его жена Джулия (которая является любовницей Фрэнка). Сам по себе дом необычен и наполнен сакральными символами. Дом имеет витражное остекление с изображением тюльпанов, которые в свою очередь являются символами Бога. Внутри дом изобилует христианскими иконами и статуэтками. Дом является неким аналогом христианской церкви. Именно поэтому Фрэнк и выбрал это место для проведения мистического обряда. Сам дом имеет номер 55, что символизирует тайное знание, преобразование одного вещества в другое.
Ларри и Джулия крайне негативно относятся к христианской символике, все ее из дома выбрасывают. Ларри организовывает переезд в воскресенье. Воскресенье – это день возвращения из мертвых. Именно в этот день, благодаря крови Ларри (которая была выпущена в наказание за работу и святотатство в воскресный день), Фрэнк возвращается в человеческий мир.
Примечательным фактом является то, что до возрождения Фрэнка в доме трижды упоминается Дьявол (дважды упомянут Ларри и один раз Керсти).
Имена персонажей в фильме выбраны не случайно. Керсти, дочь Ларри – это скандинавская форма имени Кристина, означающее христианка. Джулия, жена Ларри – требовательная, имеет мужскую хватку, умеющая обольщать мужчин. Имя Ларри ее мужа выбрано с иронией, так как обладатели данного имени имеют сильную волю и не поддаются подчинению. В фильме же Ларри представлен безвольным, слабым человеком. Напротив, имени Фрэнк соответствует число 8, характеризующее сильных личностей, которые ставят перед собой четкие цели и всегда добиваются их.
Керсти не удается избежать встречи с сенобитами, так как она открыла шкатулку, открыла ее свой волей и желанием. Однако ей удается договориться с сенобитами по поводу своей свободы в обмен на сбежавшего Фрэнка. Сенобиты ставят условие, что договоренность будет иметь силу только в том случае, если Фрэнк сам признается в своем преступлении.
В итоге Фрэнк убивает своего брата Ларри (и отца Керсти), случайно убивает Джулию и признается в том, что именно он смог сбежать от сенобитов. В результате чего, его разрывают, а Керсти, продолжая бороться, закрывает разлом и тем самым уходит от сенобитов.
В заключительной сцене Керсти пытается сжечь шкатулку, но ее из огня достает костяной дракон и уносит в неизвестное измерение.
Подводя итог, можно отметить ряд основных тезисов, заложенных в фильме:
- ад находится параллельно с миром людей, он вечен и бесконечен;
- всегда нужно помнить о неизведанной опасности в процессе постижения тайных или запретных знаний;
- порок есть в каждом, кто-то оправдывается за свою порочность, кто-то уже принял порок внутри себя, но пока еще осуждает порок в других, а кто-то порок возвел в культ и стал верным его слугой;
- философия мира демонов основана на принципе законности и неукоснительном следовании принятым законам и правилам, обязательному следованию договоренностям;
- наказание наступает только для тех, кто признает себя виновным.
Продолжение следует....