Найти в Дзене
Анна Павлова

Саламин. Несколько гектаров истории

Туристы, отдыхающие на Кипре, часто даже не подозревают, что рядом с ними находится уникальный город, построенный сразу после войны. Троянской. Да-да, той самой, что вспыхнула из-за прекрасной Елены. Здесь кипела жизнь. Здесь была главная гавань острова и одна из важнейших гаваней всего Средиземноморья. Здесь были бассейны, термы с горячей водой и подогреваемым полом, театр на 15 тысяч зрителей. Здесь прекрасно сохранились мозаичные полы общественных помещений, до сих живы фрески и фрагменты росписей. И всем этим мы наслаждались в гордом одиночестве. Саламин находится на так называемой «турецкой» части острова Кипр, в нескольких километрах от Фамагусты (турки называют ее Газимагуса). Мы приехали сюда ранним утром и долго пытались найти кого-нибудь, кто взял бы с нас деньги за входной билет. Минут через пять с большим трудом обнаружили будочку охранников – они же билетеры. По-моему, мужчины, мирно попивающие чай, даже удивились появлению туристов. Мы отдали им какую-то денежку, заодно в

Туристы, отдыхающие на Кипре, часто даже не подозревают, что рядом с ними находится уникальный город, построенный сразу после войны. Троянской. Да-да, той самой, что вспыхнула из-за прекрасной Елены.

Здесь кипела жизнь. Здесь была главная гавань острова и одна из важнейших гаваней всего Средиземноморья. Здесь были бассейны, термы с горячей водой и подогреваемым полом, театр на 15 тысяч зрителей. Здесь прекрасно сохранились мозаичные полы общественных помещений, до сих живы фрески и фрагменты росписей. И всем этим мы наслаждались в гордом одиночестве.

Фото автора
Фото автора

Саламин находится на так называемой «турецкой» части острова Кипр, в нескольких километрах от Фамагусты (турки называют ее Газимагуса).

Мы приехали сюда ранним утром и долго пытались найти кого-нибудь, кто взял бы с нас деньги за входной билет. Минут через пять с большим трудом обнаружили будочку охранников – они же билетеры. По-моему, мужчины, мирно попивающие чай, даже удивились появлению туристов. Мы отдали им какую-то денежку, заодно выпросили брошюру с планом Саламина (кстати, довольно часто его называют Саламис; мы так и не разобрались, какой вариант «правильнее»). И отправились в путь.

Фото автора
Фото автора

Бывшая столица Кипра и некогда очень красивый и благоустроенный город занимает приличную территорию. Нам, например, потребовалось несколько часов, чтобы посмотреть все, что мы хотели. Ситуация осложнялась еще и тем, что никаких страшных табличек, типа «За барьеры не заходить», мы не обнаружили. То есть мы могли залезть куда угодно… И залезали. Плюс к этому первые пару часов мы гуляли по территории в гордом одиночестве – кругом не было ни одного туриста. Даже китайского… Лишь ближе к обеду откуда-то припылил автобус известной в Англии туристической компании, и оттуда выгрузились человек десять. Но и они, ведомые гидом, как-то быстро завернули за угол и буквально затерялись в полях. Так что чувство, что мы одни, наедине с историей, морем и ветром, нас упорно не покидало.

Фото автора
Фото автора

Первым делом я понеслась смотреть… Нет, не громадный амфитеатр, а бани. Пардон, термы. Ну да, есть у меня проблемы… Начиталась, понимаешь, в детстве всяких исторических книжек. И до сих пор с трепетом воспринимаю тот факт, что еще несколько тысяч лет назад жили люди, которые умели строить проточные бассейны, а также эти самые термы – с горячей водой и подогреваемым полом. Система сложная, но рабочая. Называется гипокауст. Так вот, я где-то вычитала, что именно в Саламине под помещением бывшей судатории (то есть парильни) пол немножко рухнул, и устройство этого самого гипокауста хорошо видно… Подтверждаю: видно. Непонятно, но о-о-очень интересно. Хотя бы потому, что прекрасно видно качество кладки опор, которые поддерживали полы, и своего рода «коридоров», по которым циркулировал горячий воздух.

Потом мы как-то неожиданно очутились перед большим пространством, полностью вымощенным чудесной мозаикой. Это тоже был какой-то бывший пол. Зрелище и так фантастическое, а тут еще солнце выскочило из-за тучи, и камушки мозаики вдруг начали блестеть – так, словно их положили вчера, а не несколько тысяч лет назад…

Фото автора
Фото автора

Потом мы зависли возле чудом сохранившихся фресок, потом пытались определить, какие именно колонны перед нами: аттические? Дорические? И только после этого – на закуску – пришли к амфитеатру. Ну что вам сказать… Колизей в Риме, конечно, впечатляет, но это камерное по римским меркам сооружение – всего-то на 15 тысяч посадочных мест – ничуть не хуже. Более того, именно этот амфитеатр показался мне каким-то очень «живым», настоящим, в отличие от Колизея. Пусть простят меня любители древностей, но в Колизее мы пробыли от силы минут двадцать и выскочили оттуда с облегчением. А в Саламине мы лазили по амфитеатру больше часа, и уходить не хотелось! Единственное, чего я никак не могла понять: почему это сооружение построили «задом» к морю? Вот если бы его развернули наоборот, то со скамей было бы видно и море, и орхестру (то есть место, где идет представление). Не нравится постановка – сидишь себе, на водную гладь любуешься…

Выползали мы с мужем из комплекса довольные как удавы… Ноги болели (да, мы залезли везде, куда смогли залезть), руки были не очень чистыми (да, мы потрогали все, что хотели!), но настроение подскочило прям до высшей отметки. В общем, будете на Кипре – милости просим. Пляж – это хорошо, но Саламин – это круто.

Фото автора
Фото автора