Найти тему
Веб читатель

Славяне-варяги. Мореходы, пираты, воители. Часть 2

Славяне-варяги
Славяне-варяги

Продолжение статьи, начало читайте в прошлой статье

В храмах Поморской Руси хранились священные знамёна, которые особо почитались. Эти хоругви выносились в праздники и во время военных походов. Первосвященник вендов носил белое одеяние, поверх которого надевался красный плащ. И в самих храмах находились ткани красного и пурпурного цветов.

Выходя в море, венды вели свои корабли под красно-белыми флагами. Расселяясь в новые пределы, венды несли туда и свои обычаи. На территории нынешней Латвии распространились географические названия, которые ведут своё название от их этнического имени.

Река Вента и нынешний Вентспилс – яркий исторический след на карте. В западной части Курземе, археологические находки, датируемые ещё временем до Рождества Христова, указывают на общие черты с жившими на южном побережье Балтийского моря вендами. Лишь после того, как многие их них ушли дальше на восток, оставшиеся славяне были изгнаны из своих мест и подчинились немцам, смешавшись со временем с балтами.

Примерно в 1870 г. в городе Дерпте (Тарту) несколько студентов, входивших в общество младолатышей (группа молодежи, поставившей себе целью пробуждение латышского национального самосознания), обратили внимание на то, что в Рифмованной хронике впервые как будто говорится о латышском флаге.

Этим своим замечательным открытием они поделились с другими. Позднее, основываясь на версии, что в Рифмованной хронике описывается именно латышский флаг («красный с белой полосой»), младолатыши избрали его своим символом. В мае 1917 года на заседании Общества содействия искусствам, на котором предлагалось несколько вариантов флага, красно-бело-красный флаг был принят в качестве образа национального флага.

Мало кто обращает сегодня внимание на то, что в немецком оригинале автор Рифмованной хроники, повествуя об отряде леттов, прибывших в Ригу из замка Вендена под красным флагом с белой полосой, утверждал, что это флаг по вендскому обычаю. В 20 веке, получив независимость, латыши, стремясь освободиться от следов германского пребывания в Латвии переименовали город Венден в Цесис.

Публикуя старую хронику и переводя немецкий оригинал латышский язык Венден с лукавой непосредственностью, также заменили на Цесис – современное название. Таким образом, народ венды превращается в цесисцев. Говоря по-научному, этонимическое обозначение подменяется топонимическим. Изящно и просто.

Где же ещё мы встречаем красно-бело-красные флаги, подобные латвийскому? В первую очередь, напрашивается аналогия с государственным флагом Австрии, столицей которой, как известно, является город Вена (Виндебож, Виндебон в древности).

Конечно, использование красно-белых сочетаний — не редкость. Но флаги именно в красно-бело-красном соотношении цветов и в соответствующих пропорциях распространены исключительно на территориях древнего проживания славян-вендов. Таким образом, флаг, описанный автором Рифмованной хроники как имеющий расцветку по вендскому обычаю, несомненно, имеет славянское происхождение.

Это и есть самый страшный секрет латвийской истории, тот самый неудобный факт, на признание которого никогда не пойдут упёртые латышские националы. Им гораздо проще и политически выгоднее просто игнорировать значение и роль славянского элемента в истории и культуре Прибалтики, изображая русских недавно прибывшими «колонистами», никогда не имевшими в Латвии ни корней, ни традиций.

Но также, как проживавшие на территории, которая в средние века называлась Ливонией, племена ливов, земгалов, куршей, латгалов, эстов, селов в XVI-XVII вв. сформировали латышский народ, так и русские с полным правом и на законнейшем основании могут считать себя потомками балтийских славян и, прежде всего, вендов. Которые, как мы уже убедились, стали основным компонентом складывавшейся в 9-11 веках древнерусской народности.

Венды, как никакой другой народ оставили свой след на латвийской земле, внесли огромный вклад в культурно-историческое богатство Балтии. Могильник Янамоле – один из многих известных нам могильников культуры «длинных курганов». Именно так хоронили своих усопших кривичи и новгородские словене.

На левом берегу Даугавы, прямо напротив деревушки Жидино, по свидетельству археолога Натальи Ефимовой находится самый западный из пока найденных могильников культуры «длинных курганов» — бесспорное свидетельство присутствия древних славян на латвийской земле. В этих краях находится более 100 древних курганов, древнейший из которых относится к 8 веку. Это родовые усыпальницы кривичей.

Здесь с 1982 по 1988 год работали археологи. С какого же времени следует вести отсчёт истории русских в Латвии? Полагаем, что с самых первых дней появления здесь восточнославянских племён. Это будет логично и справедливо. Если курши и земгалы являются предками современных латышей, то почему не признать предками русских древних славян кривичей, тем более что krievu по латышски и означает «русский».

В советские годы на территории восточной Латвии были обнаружены материальные следы проживания протославян, относящиеся ещё к началу 1 тысячелетия нашей эры. Это настолько архаичная эпоха, что языковое и племенное единство балто-славян было памятно ещё в то время, когда складывались два народа-племени.

В науке именуют их предельно корректно – протословяне и протобалты.
Обнаруженные латвийскими археологами протославяне, жившие по соседству с финно-уграми и протобалтами, жили здесь задолго до того, как основная славянская масса двинулась к Дуная. А вот их потомки продолжали жить на земле Балтии ещё не одну сотню лет.

Какую бы группу индоевропейских языков мы не взяли, и лексика и морфология каждого из них будут существенно отличаться. У балтийского и славянских языков отличия почти отсутствуют. Вот лишь некоторые примеры общих слов, дошедшие до нас из глубины веков. Изба произошла из старославянского «истба», латышское – istaba. Латышская bite родная сестра русской пчеле, от старославянского «бчел». Птица в древности звучало совсем как латышское putns.

Список таких словосочетаний можно продолжать очень долго. Лингвисты подсчитали, что славян и балтов роднят 1600 общих корней, и масса единых древних слов Интересно, что 112 древних слов известны только в латышском и русском языках. Например, «грудь» — kr?ts, заяц – za?is, нож – nazis, рука – roka, и т.д. По утверждению профессора Яанаса Энзелина латышский и русские языки ближе друг к другу, чем какие-либо другие индоевропейские.

Доказано, что когда-то существовало балто-славянское языковое единство, и ещё тысячу лет назад балты и славяне могли разговаривать друг с другом без переводчика. И жили то они по соседству, чересполосицей, когда мирно, а когда враждуя.

Именно этим объясняется наличие предметов балтской культуры в самых отдалённых местах, что дало основание некоторым прибалтийским историкам утверждать, что балты некогда населяли весьма обширную территорию и с гордостью отмечать эти области на карте. Но только не ВМЕСТО славян, а СОВМЕСТНО со славянами. С братским, почти единокровным народом.

Когда же произошло вычленение из балтославянского единства славянских и балтийских племенных образований? Археологи утверждают, что уже в начале I тысячелетия появляются различия в области народностей (понятие «национальность» относится только к эпохе капитализма, не раньше).

Окончательно формирование всех племенных объединений, которые исчисляются в «Повести временных лет», завершилось к V веку. Но даже после возникновения этих племенных образований продолжался весьма активный обмен бытовыми, общественными и культурными ценностями, начиная от глиняных горшков и заканчивая невестами.

В восточной Латвии уже много раз находили типичные захоронения кривичей и новгородских словен. Располагались они как отдельными группами, так и вперемежку с латгальскими захоронениями. Имеются и единичные, обособленные славянские могильники. Таких «длинных», «удлиненных», «круглых» и «конусообразных» курганов в Латгалии обнаружены десятки.

«Эти памятники, — пишет историк В.Уртанс в своей работе, подводящей итоги всем прежним исследованиям латышских археологов, — обычно этнически смешаны, так как здесь жили латгалы, финно-угры, кривичи, даже новгородские словене. Отсюда, особенно в северо-восточной Латвии, большое разнообразие в типах могильников».

С конца X века в захоронениях часто встречаются женщины-славянки, жены латгалов. Славянские курганные могильники на территории восточной Латвии имеют много общего с курганами восточной Эстонии, Псковщины и Полотчины.

Славянские поселения, как отмечает В.Уртанс, до сих пор не исследованы, хотя городищ, предположительно славянских, очень много в юго-восточной Латгалии. Кроме того, антропологический материал указывает также на «некоторую примесь славян».

Вряд ли всех этих славянских городищ когда-либо коснётся лопата латвийского археолога. Слишком не стыкуется наличие славянского автохтонного (т.е. «коренного», с начала I тысячелетия н.э.!), населения Латвии, с тезисом о «земле латышей».

Источник: Славяне-варяги. Мореходы, пираты, воители

Надеюсь, что материал оказался Вам полезен!) Если это действительно так, то поставьте этой статье отметку "Мне нравится". А если хотите почитать ещё, то подпишитесь на канал веб читатель. Впереди ещё много интересного! До скорых встреч!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц