Заголовок довольно таки прямолинейно дает понять, что путешествие будет недолгим — но в обстановке, когда элементарнейший тип-топ до мусорки обладает сакральным смыслом, жаловаться не приходится.
Эту компактную подборку, крепко настоянную на нашей субъективности, мы с энтузиазмом будем обновлять (если будет оказия).
1. «Как полюбить оперу?»
Первый русскоязычный подкаст в нашей коллекции, который выходит благодаря коллективным стараниям Марии Холкиной (создательницы проекта Muzium) и Варвары Туровой.
Базовое ощущение – как будто ты в эпицентре очень интеллигентного чаепития на старой даче, где тебя потчуют баранками и всякими умными разговорами. Вместо варенья — сладостное удовлетворение от того, что слушаешь человека, которому не всё равно на оперу (aka Варвара Турова, которая заряжает дикой энергией, рассказывая в первом полномасштабном выпуске о «Евгении Онегине» ). Многие её знают как певицу и основательницу «Мастерской» и «Детей райка». Мы тоже так её знаем. Но дополнительно отметим её малоизвестную ипостась — автора лучшего на земле фейсбучного поста, посвященного хлебобулочным изделиям.
Единственный момент, вызывающий огорчение — подход к названию. Любая эмоциональная мотивация лично нас, к примеру, глубоко угнетает – но легко представить, что у этого заголовка есть благородная эгалитарная миссия, которую вы интуитивно уловите и послушаете существующие выпуски с любовью – к октябрю 2020 года их вышло уже пять штук.
Фаворит «прорвёмся опера» среди англоязычных оперных подкастов, который ведут арт-продюсер Кайл, оперная певица Элспет и музыковед Наоми. Фамилии вам вряд ли что-то скажут, да и официоз в этой ситуации неуместен — потому что волшебная сила этого подкаста в его неформальности.
Сразу прыгнем в самую соблазнительную часть — серию выпусков, в которых ведущие собирают фантазийный каст для оперных альтернатив «Гарри Поттера», «Мстителей», «Игры престолов» и проч. Проникнуться полноценно получится, если вы хорошо ориентируетесь в оперном каталоге имен — но в целом расслабленная интонация и общепонятные смешинки во всех выпусках помогают несколько расслабить серьёзные щи без привязки к вашим оперным компетенциям.
Мы начали с «Мстителей» и сразу написали ведущим истеричное фан-письмо, в котором предложили разглядеть в Ваканде из «Черной пантеры» отголоски такого родного «Китежа» Римского-Корсакова.
Но, положа руку на сердце, — если вы оцениваете свой оперный статус как условное околонуля, начинать с этих выпусков не стоит. Вероятность словить побочный эффект — и почувствовать себя не в теме – остается.
Нетравматично стартовать можно с эпизодов Operas that we love. Или , еще лучше, Operas that we hate.
3. Aria Code
Конечно, Метрополитен опера выпускает свой собственный подкаст. Целых два.
Aria Code — первый из них, который безошибочно опознается как продукт Мет. Демократичный, с элементами edutainment (kak eto po russki?), немного отсвечивающий богемным лоском и презентабельно упакованный — неспроста в журнале New Yorker рецензию озаглавили "An effortlessly listenable". Это сущая правда, которая может несколько покоробить тех, кто выискивает мощного интеллектуального груза.
Логика следующая: одна серия — одна ария, которую вместе с гостями выпуска обсуждает ведущая Рианнон Гидденс.
В диалоге участвуют музыкант, исследовать и еще один гость, который проходит в категории «экзотичный спикер, отражающий дайвёрсити». Например, в разговор о «Травиате» и арии 'Ah, fors'è lui / Sempre libera' в этом качестве выступила Брук Маньянти, бывшая девушка по вызову, секс-блогер и нейротоксиколог.
Для тех, кому английский язык не мешает вслушиваться, Aria Code —хорошая точка входа, чтобы послушать кусочек оперы и оценить ситуацию, не навредив себе.
4. Met in Focus
Второе промо-оружие Метрополитен оперы, которое театр исправно активирует перед запуском оперных премьер в кино.
Здесь всё строже и академичнее, чем в Aria Code – ведёт его музыковед и писатель Уильям Бергер, который с незапамятных времен комментирует радио-трансляции Мет и не иначе как путём Ctrl+C / Ctrl+V оказался в сфере подкастов.
За 15 минут в вас впрыскивают сыворотку базовых знаний об опере, которая пригодится и в том случае, если спектакль, который вы хотите посмотреть, был выпущен вовсе и не в Мет.
5. Glyndebourne-Opera
Подкаст-ветеран, существующий с 2009 года, который сложновато отличить от классической радиопередачи BBC.
Крепко собранный, академичный и не вызывающий лишних вопросов – совсем как старый добрый Midsomer Murders, в котором на даже самые кровавые убийства ложится паволока легкой меланхолии.
Маловероятно, что он сможет разжечь пылкую неистовую любовь к опере с первого же захода — но если вам близок медитативный, респектабельный и размеренный режим погружения в новую тему, проследуйте пожалуйста по вышестоящей ссылке .
CAAATEGORY IS....
Если в последний год вы активно тёрли с друзьями о шоу Ру Пола и сериале The Pose, не стоит игнорировать то, что написано дальше.
В центре повествования – критик Джеймс Джорден, в лице которого дрэг-культура и оперный мир гармонично собрались в эклектичное.
Джорден издавал единственный известный нам оперный квир-зин Parterre Box – и теперь ведёт одноименный, очень славный блог, в котором активнейше преклоняется перед разными оперными дивами прошлого ( и настоящего) и обращается к читателям cher public.
И в подкасте, и в зине Джорден выступает в образе La Cieca – колумнистки-сплетницы, которая во вступлении коротко комментирует выступления разных оперных див и потом врубает их записи. Собственно, 99% контента – это архивные записи, в которых звучат голоса Гены Димитровой, Биргит Нильссон и других оперных звёздочек.
Под эти записи хорошо листаются pdf-архивы Parterre Box.
7. Слишком много нот
Еще один русскоязычный подкаст, взошедший на карантинных дрожжах под чутким присмотром музыкального продюсера Насти Дубровиной.
В названии прозорливые меломаны распознают в названии отсылку к знаменитой реплике императора Иосифа II, которую он нежно адресовал как-то Моцарту. Отношение Насти к Моцарту тоже нежное, но чуть более понимающее, чем у императора. Что немаловажно – феерическая любовь к музыке Вольфганга Амадея не мешает ей обсуждать с гостями и другие оперные темы в размеренном и искреннем режиме.
Например, сколько раз надо сходить на оперу «Мазепа», чтобы начать считать количество слова «старик» в либретто – тот тип вопросов, которые будоражат и наше сознание...
Отдельно проговорим – мы подробно описали те подкасты, о прослушивании которых не жалеем, а некоторые вспоминаем с благодарностью.
При усидчивом и кропотливом поиске вы наверняка столкнетесь и с другими любопытными образчиками. Например, обнаружите несколько оперных выпусков подкаста 3.55 (CHANEL à l'Opéra) – поучительный пример для тех, кто занимается культурным маркетингом и хочет исследовать, как Chanel партнёрились с Парижской оперой. Или двухчастный выпуск под названием «Опера для чайников» с Настей Дубровиной, который вышел в подкасте «КиноТеатр».
P.S.
Лирическое афтепати.
Слушая все подряд, мы так и не нашли ответа, как обсуждать сценическую сторону дела в этом формате и при этом не выглядеть шалопаем или невменяемым. Кажется, что испытывать фрустрацию во время чужих пересказов мизансцен – это по состоянию на 30 мая 2020 года вроде бы ок. Хочется дожить до времен AR-подкастов.