Найти тему
прорвемся опера

Оперные подкасты: путеводитель по трём соснам

Заголовок довольно таки прямолинейно дает понять, что путешествие будет недолгим — но в обстановке, когда элементарнейший тип-топ до мусорки обладает сакральным смыслом, жаловаться не приходится.
Эту компактную подборку, крепко настоянную на нашей субъективности, мы с энтузиазмом будем обновлять (если будет оказия).

1. «Как полюбить оперу?»
Первый русскоязычный подкаст в нашей коллекции, который выходит благодаря коллективным стараниям Марии Холкиной (создательницы проекта
Muzium) и Варвары Туровой.

Базовое ощущение – как будто ты в эпицентре очень интеллигентного чаепития на старой даче, где тебя потчуют баранками и всякими умными разговорами. Вместо варенья — сладостное удовлетворение от того, что слушаешь человека, которому не всё равно на оперу (aka Варвара Турова, которая заряжает дикой энергией, рассказывая в первом полномасштабном выпуске о «Евгении Онегине» ). Многие её знают как певицу и основательницу «Мастерской» и «Детей райка». Мы тоже так её знаем. Но дополнительно отметим её малоизвестную ипостась — автора лучшего на земле фейсбучного
поста, посвященного хлебобулочным изделиям.

Единственный момент, вызывающий огорчение —  подход к названию. Любая эмоциональная мотивация лично нас, к примеру, глубоко угнетает – но легко представить, что у этого заголовка есть благородная эгалитарная миссия, которую вы интуитивно уловите и послушаете существующие выпуски с любовью – к октябрю 2020 года их вышло уже пять штук.

2. Opera After Dark

Фаворит «прорвёмся опера» среди англоязычных оперных подкастов, который ведут арт-продюсер Кайл, оперная певица Элспет и музыковед Наоми. Фамилии вам вряд ли что-то скажут, да и официоз в этой ситуации неуместен — потому что волшебная сила этого подкаста в его неформальности.

Сразу прыгнем в самую соблазнительную часть — серию выпусков, в которых ведущие собирают фантазийный каст для оперных альтернатив «Гарри Поттера», «Мстителей», «Игры престолов» и проч. Проникнуться полноценно получится, если вы хорошо ориентируетесь в оперном каталоге имен — но в целом расслабленная интонация и общепонятные смешинки во всех выпусках помогают несколько расслабить серьёзные щи без привязки к вашим оперным компетенциям.

Мы начали с «Мстителей» и сразу написали ведущим истеричное фан-письмо, в котором предложили разглядеть в Ваканде из «Черной пантеры» отголоски такого родного «Китежа» Римского-Корсакова.
Но, положа руку на сердце, — если вы оцениваете свой оперный статус как условное околонуля, начинать с этих выпусков не стоит. Вероятность словить побочный эффект —  и почувствовать себя не в теме – остается.
Нетравматично стартовать можно с эпизодов
Operas that we love. Или , еще лучше, Operas that we hate.

3. Aria Code
Конечно, Метрополитен опера выпускает свой собственный подкаст. Целых два.
Aria Code — первый из них, который безошибочно опознается как продукт Мет. Демократичный, с элементами edutainment (kak eto po russki?), немного отсвечивающий богемным лоском и презентабельно упакованный — неспроста в журнале New Yorker рецензию озаглавили
"An effortlessly listenable". Это сущая правда, которая может несколько покоробить тех, кто выискивает мощного интеллектуального груза.
Логика следующая: одна серия — одна ария, которую вместе с гостями выпуска обсуждает ведущая Рианнон Гидденс.
В диалоге участвуют музыкант, исследовать и еще один гость, который проходит в категории «экзотичный спикер, отражающий дайвёрсити». Например, в разговор о «Травиате» и арии 'Ah, fors'è lui / Sempre libera' в этом качестве выступила Брук Маньянти, бывшая девушка по вызову, секс-блогер и нейротоксиколог.
Для тех, кому английский язык не мешает вслушиваться, Aria Code —хорошая точка входа, чтобы послушать кусочек оперы и оценить ситуацию, не навредив себе.

Вот так.
Вот так.


4. Met in Focus

Второе промо-оружие Метрополитен оперы, которое театр исправно активирует перед запуском оперных премьер в кино.
Здесь всё строже и академичнее, чем в Aria Code – ведёт его музыковед и писатель Уильям Бергер, который с незапамятных времен комментирует радио-трансляции Мет и не иначе как путём Ctrl+C / Ctrl+V оказался в сфере подкастов.
За 15 минут в вас впрыскивают сыворотку базовых знаний об опере, которая пригодится и в том случае, если спектакль, который вы хотите посмотреть, был выпущен вовсе и не в Мет.

5. Glyndebourne-Opera
Подкаст-ветеран, существующий с 2009 года, который сложновато отличить от классической радиопередачи BBC.
Крепко собранный, академичный и не вызывающий лишних вопросов – совсем как старый добрый Midsomer Murders, в котором на даже самые кровавые убийства ложится паволока легкой меланхолии.
Маловероятно, что он сможет разжечь пылкую неистовую любовь к опере с первого же захода — но если вам близок медитативный, респектабельный и размеренный режим погружения в новую тему, проследуйте пожалуйста по вышестоящей ссылке .

Пасторальный пикниковый антракт на Глайндборнском фестивале в 1953 году. © Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos
Пасторальный пикниковый антракт на Глайндборнском фестивале в 1953 году. © Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos

6. Unnatural Acts of Opera

CAAATEGORY IS....
Если в последний год вы активно тёрли с друзьями о шоу Ру Пола и сериале The Pose, не стоит игнорировать то, что написано дальше.
В центре повествования – критик Джеймс Джорден, в лице которого дрэг-культура и оперный мир гармонично собрались в эклектичное.
Джорден издавал единственный известный нам оперный квир-зин Parterre Box – и теперь ведёт
одноименный, очень славный блог, в котором активнейше преклоняется перед разными оперными дивами прошлого ( и настоящего) и обращается к читателям cher public.

И в подкасте, и в зине Джорден выступает в образе La Cieca – колумнистки-сплетницы, которая во вступлении коротко комментирует выступления разных оперных див и потом врубает их записи. Собственно, 99% контента – это архивные записи, в которых звучат голоса Гены Димитровой, Биргит Нильссон и других оперных звёздочек.
Под эти записи хорошо листаются
pdf-архивы Parterre Box.

«Where opera is king and you, the readers, are queens.»
«Where opera is king and you, the readers, are queens.»


7.
Слишком много нот

Еще один русскоязычный подкаст, взошедший на карантинных дрожжах под чутким присмотром музыкального продюсера Насти Дубровиной.
В названии  прозорливые меломаны распознают в названии отсылку к знаменитой реплике императора Иосифа II, которую он нежно адресовал как-то Моцарту. Отношение Насти к Моцарту тоже нежное, но чуть более понимающее, чем у императора. Что немаловажно – феерическая любовь к музыке Вольфганга Амадея не мешает ей обсуждать с гостями и другие оперные темы в размеренном и искреннем режиме.
Например, сколько раз надо сходить на оперу «Мазепа», чтобы начать считать количество слова «старик» в либретто – тот тип вопросов, которые будоражат и наше сознание...

Отдельно проговорим –
 мы подробно описали те подкасты, о прослушивании которых не жалеем, а некоторые вспоминаем с благодарностью.
При усидчивом и кропотливом поиске вы наверняка столкнетесь и с другими любопытными образчиками. Например, обнаружите несколько оперных выпусков
подкаста 3.55 (CHANEL à l'Opéra) – поучительный пример для тех, кто занимается культурным маркетингом и хочет исследовать, как Chanel партнёрились с Парижской оперой. Или двухчастный выпуск под названием «Опера для чайников» с Настей Дубровиной, который вышел в подкасте «КиноТеатр».

P.S.
Лирическое афтепати.
Слушая все подряд, мы так и не нашли ответа, как обсуждать сценическую сторону дела в этом формате и при этом не выглядеть шалопаем или невменяемым. Кажется, что испытывать фрустрацию во время чужих пересказов мизансцен – это по состоянию на 30 мая 2020 года вроде бы ок. Хочется дожить до времен AR-подкастов.