В советской школе эта тема совершенно отсутствовала в курсе истории той эпохи. Про балтийских славян знал лишь особо искушённый исторический гурман. Знал немногое, лишь то, что жили они на землях сегодняшней Восточной Германии. Что их истребили или покорили немцы, что у них был храм Святовита в Арконе, на острове Рюген и Сварожича в Радигоще.
То, что славяне были полноправными участниками кипучей и зачастую кровавой жизни европейского Севера, официально старались нигде не упоминать. Вендами, или «венедами» в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников.
Германское название сохранилось за балтийскими славянами до наших дней — так именуются славяне-лужичане. Русские летописцы начала 12 века оставили нам запись-предание о призвании в качестве князей трёх варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, давших начало княжеской династии. Варяжские князья считаются основателями государственности.
Летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории основания русского государства. Впервые она была сформирована немецкими учёными Байером, Шлетцером и Миллером, приглашёнными в 18 веке для работы в России. Горячим противником этой теории тогда же выступил Михаил Васильевич Ломоносов.
Норманисты исходят из того, что «исконно отсталый» в своём развитии русский народ изначально неспособен к самостоятельному историческому творчеству, раз даже «володеть и править собой» зазвали русичи иноземных варягов-скандинавов.
И хотя ещё в середине 19 века выдающийся российский исследователь Гедеонов убедительно доказал, что варяги являются балтийскими славянами, а князь Рюрик имеет непосредственное отношение к легендарному острову Рюген, и сейчас ещё находятся любители уязвить русских мнимой скандинавской родословной их древних правителей.
Слово «вар» в санскрите означает «вода». Название народов и племён, имеющих в своём названии в основе корень «вар» в кельтских языках традиционно увязывалось с водой, с морем. Соответственно, имя «варяги» означало приморский народ, морских жителей, людей моря.
На Руси под варяги понимали прежде всего славянское население южного побережья Балтики и лишь позднее варягами стали называть западно европейцев поморья. Торговля являлась одним из приоритетных занятий южно балтийских славян.
Не случайно предшественником Ганзы стали города Щецин, Старград, Росток, Волен, Калабрек. С 8 по 12 века именно славяне задавали тон в балтийской торговле. Средневековые книжники часто упоминают славян-вендов. Адам Бременский между скандинавскими народами называет «склави»- славян.
Знаменитые «лагеря викингов» – Аггерсборг, Треллеборг, Фюркат – выстроены по плану славянских укреплений Средней Европы, и в них находят славянскую керамику. Балтийские славяне господствовали в восточноевропейской торговле и первыми освоили волжский торговый путь. Они ходили набегами на скандинавские берега Балтики, и, возможно, обкладывали их данью.
Их торговые города производили впечатление на европейских путешественников, их дружины нисколько не боялись викингов, державших в страхе Западную Европу, и сами принимали активнейшее участие в их походах. И не зря Балтийское море в те времена чаще всего называли морем Варяжским.
Согласно Гельмгольду, хронисту 12 века море это простирается от западного океана к востоку и Балтийским называется потому что, тянется длинной полосой подобно поясу. Balteus по-латыни означает «пояс». Слово «балты», научный термин для именования балтийских народов и балтийских языков, впервые было предложено в 1845 г. немецким языковедом Георгом Нессельманом, профессором в Кёнигсбергском университете.
Так что, вопреки распространённому заблуждению, не название Балтийского моря происходит от балтов, а в точности наоборот.
На востоке, за Вендским, позднее Рижским, заливом, стояло вендское торговое поселение Колывань, позднее тевтонские Ревель, нынешний эстонский Таллинн. А уж за ним лежала Новгородчина – земля «людей от рода варяжска», варягов, мужей славянских.
Иоакимовская летопись сохранила названия восточно-вендских правителей. Это князь Буревой и сын его Гостомысл. С детских лет слышали мы сказку Пушкина о царе Салтане, где упоминается удивительный остров Буян. И мало кто задумывался о том, что этот сказочный остров существовал на самом деле.
Остров Рюген, по славянски Руян, был некогда главной святыней западный славян. На поклон к его главной святыне, четырехглавому кумиру Святовита, шли пилигримы из самых дальних мест. Изображения этого четырёхликого бога, смотрящего на все 4 стороны света, уже в наше время обнаружены на Украине, в России, на Балканах, в Прибалтике.
Остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке и пришедший в неё из заговоров православных ворожей, сменивших в заклятиях древние божества на христианских святых, и есть Рюген. Именно к нему, к его святыням, храмам многоликих богов, взывали, сами того не ведая, неграмотные старухи-знахарки.
Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства. И не только славянства. Датский король Свейн жертвовал добычу в храм Арконы, а в самих храмах, кумирах и ритуалах ученые видят много общего с религией кельтов. Седая древность спит на берегах Рюгена – она ещё помнит друидов, уничтоженных Цезарем.
Остров Рус, Руян, Буян, Рюген – главная святыня славянства. Что было логичнее для ильменских словен, чем воззвать к его обитателям из кровавого безвременья усобиц? Защищаясь от нечисти, их потомки и спустя тысячу лет обращались к силам, обитающим на священном острове. И подданные Гостомысла могли обратиться к ним, дабы изгнать со своей земли бесов смуты и братоубийства.
На их призыв откликнулся Рюрик, основатель русской державы, и родоначальник государей, 7 веков правившей ею. О многом говорит его имя. Подобные имена встречаются у поляков (Ририк), у чехов (Рерик), но больше всего в том самом «углу» Варяжского моря, куда нас снова и снова приводит поиск истоков Руси. Там течёт речка Рерик. Там город Рерик – ныне Мекленбург.
Это не бессмысленное заимствование или наследство прежних, неславянских хозяев края. На западнославянских языках рарог, рерик – Сокол. А что естественнее для нашего эпоса, для былин и баллад, чем наречение князя, витязя – соколом?
Мало кто знает, что «герб» Рюриковичей, знаменитый «трезуб», ныне «приватизированный» самостийной и не залежной Украиной, на самом деле изображает именно расправившего крылья сокола. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто внимательно разглядеть ранние изображения т.н. «трезуба», дошедшие до нас из эпохи Киевской Руси.
Основные характерные черты боевого сокола – тотемного, родового знака Рюриковичей, прослеживаются настолько хорошо, что все сомнения отпадают прочь. Именно русинами называли летописцы жителей русских земель во времена Рюрика, Святослава, Владимира Святого. Понятия русичи, русы, появилось значительно позже, как дань литературным изыскам позднейших романтически настроенных авторов.
Артания – Поморская Русь – ныне это восточная Германия, славянские земли, которые были покорены тевтонами огнём и мечом. Ореховая гора. Она находится в парке возле Цесиского замка. Когда-то здесь находилось вендское городище. Согласно многочисленным источникам, венды – бесспорные славяне.
И лишь в одной стране этот факт подвергается не просто сомнению. Его здесь яростно опровергают! И страна эта – Латвия. Почему же латышские историки до хрипоты, до драки готовы отстаивать своё странное убеждение? Причина есть и причина серьёзнейшая. Дело в том, что венды — самый страшный и убийственный секрет латвийской национальной истории.
О, Венды — это древний этноним с основой ven(e)d — является традиционным обозначением славян в немецком и прибалтийско-финнских языках. Ср. нем. Wenden, Winden, windish, Wendish, эст. Wene, Welane «русский», финск. Venaja – «русский язык», Venelainen – «русский», Vena – «Русь», Venaks – «по-русски».
О вендах многократно упоминает знаменитый хронист Генрих Латвийский, который, выделяя их среди других племён, живших рядом с ливами и латгалами, отмечает вендов, как живших в устье Западной Двины – Даугавы. Они передали местным племенам свои имена – Добрела, Русин, и многие обычаи.
Известно, что ливы гадали о жертвоприношении, проводя священного белого коня через скрещённые копья. Именно так гадали венды о боевых походах в храмах Арконы с белым конём Святовита. И в храме Щецина на коне Треглава, и в Радибоще с белым конём Сварожича.
Так гадали потом девушки на русском севере, водя коня через сложенные на дворе оглобли, принесённые разными парнями. Через какую конь переступит, да какой ногой – это показывало, за кого замуж идти, да хорошо ли за ним будет.
Продолжение читайте в этой статье
Источник: Славяне-варяги. Мореходы, пираты, воители
Надеюсь, что материал оказался Вам полезен!) Если это действительно так, то поставьте этой статье отметку "Мне нравится". А если хотите почитать ещё, то подпишитесь на канал веб читатель. Впереди ещё много интересного! До скорых встреч!