За последние 10 лет вышло большое количество самых разных RPG, многие из которых если и не изменили весь жанр в целом, то уж точно оказали на него огромное влияние. И сегодня мы выбрали из них десять лучших именно РОЛЕВЫХ игр, в которых упор делается на сюжет, диалоги, персонажей, моральный выбор, свободное нелинейное исследование мира и связанные именно с этим возможности для отыгрыша роли, а не на сражения, сбор трофеев и прокачку классов — здесь это лишь инструменты.
Dragon Age: Inquisition
Игрокам предстоит возродить и возглавить Инквизицию, целью которой поставлено искоренить зло в землях Тедаса. К началу игры накапливается множество событий, требующих расследования Инквизицией. Война, интриги, политические раздоры лишили ранее влиятельные группы Тедаса возможности действовать с прежней эффективностью. Это серьёзная проблема, учитывая разверзшиеся небеса и демонов, хлынувших оттуда. Игроки должны будут ответить на эту новую угрозу, а также исследовать огромный мир, встречаться со старыми и новыми персонажами и собирать силы для растущей Инквизиции.
Divinity: Original Sin 2
После событий Divinity: Original Sin прошла тысяча лет.
В начале игры для своего персонажа нужно выбрать одну из 5 рас (человек, эльф, нежить, ящер, гном). Далее, нужно выбрать характер персонажа. Выбор расы и характера будет влиять на игровой процесс (диалоги с многими NPC), а также на отношения со спутниками, которые будут в вашей группе. Имеется возможность выбрать уже готового персонажа (одного из спутников).
Когда игрок путешествует по миру, то его спутниками может управлять другой человек (через кооператив). Игрок может не брать в команду новых персонажей, тогда они будут попадаться игроку во время прохождения игры (в качестве NPC для общения), будут рассказывать о своих приключениях и предлагать собственную квестовую цепочку и концовку.
Сюжет игры заключается в том, что все Боги ослабли и Исчадия Пустоты угрожают убить всех в мире. А магистры Священного Ордена ловят всех, кто пользуется магией Истока. Епископ Александар, правящий страной, поддерживает магистров Священного Ордена и создал на острове неподалеку от побережья Жнеца форт Радость — тюрьму, куда ссылают всех магов. Чтобы чародеи не могли использовать магию, на них надевают специальные ошейники. На острове над каждым магом проводят процесс по извлечению Истока, однако у него есть отрицательный эффект — полностью стирается личность (так появляются Безмолвные монахи).
Игра начинается с того, что корабль, на котором главный герой плывет в форт Радости, тонет из-за атаки Исчадий Пустоты, почувствовавших запах магии.
Pillars of Eternity
Действие игры происходит в вымышленном мире Эора, в области под названием Восточный Предел где-то в южном полушарии планеты; согласно руководству к игре, показанный в ней регион по площади примерно равен Испании. В Восточном Пределе сосуществуют несколько государств и народов: Дирвуд — бывшая колония Аэдирской империи, добившаяся независимости в ходе революционной войны; Вайлианские республики — содружество торговых городов-государств, и Редсерас — теократия, управляемая жрецами бога Эотаса.
Мир Pillars of Eternity по технологическому развитию находится на уровне ранней эпохи Возрождения: в игре присутствует огнестрельное оружие, хотя оно является сравнительно новым изобретением, несовершенно и мало распространено. За некоторое время до событий игры в Эоре было совершено научное открытие: души людей и других существ являются не метафизическими абстракциями, но физическими объектами, которые можно измерять, перемещать из одного тела в другое и даже сливать друг с другом. Души являются источником магии; после смерти они, пройдя некие превращения, поселяются в другом теле в ходе реинкарнации. Люди с особым даром — Хранители — могут обращаться к душам напрямую и видеть воспоминания из чужих прошлых жизней. Изучением душ занимаются ученые-анимансеры, которые используют сложные машины для экспериментов с душами; эта деятельность значительно влияет на жизнь в Эоре и вызывает возмущение религиозных общин.
Tyranny
Tyranny — компьютерная ролевая игра, разработанная Obsidian Entertainment и выпущенная Paradox Interactive на платформах Microsoft Windows, OS X, Linux в 2016 году. Tyranny использует тот же движок, что и Pillars of Eternity, предыдущая игра Obsidian Entertainment, и очень схожий геймплей, хотя сюжетно игры никак не связаны. Действие Tyranny разворачиваются в вымышленной вселенной, оформленной в духе тёмного фэнтези; в прошлых войнах зловещий владыка Кайрос завоевал большую часть мира, и главный герой — Вершитель Судеб — является одним из его слуг. Как представитель Кайроса, Вершитель должен установить в недавно покоренном регионе Ярусов мир и порядок, взаимодействуя с различными персонажами — как последователями владыки, так и его врагами.
События Tyranny разворачиваются в вымышленной вселенной, оформленной в духе тёмного фэнтези — разработчики описывают эпоху игры как конец бронзового века и начало железного. Незадолго до событий игры в мире произошёл масштабный конфликт между добром и злом, победителями в котором вышли тёмные силы. Миром правит зловещий владыка Кайрос, а главный герой является одним из его слуг, Вершителем Судеб — судьёй, следователем и палачом в одном лице, подобным судье Дредду.
The Outer Worlds
The Outer Worlds — компьютерная ролевая игра с видом от первого лица, разработанная американской компанией Obsidian Entertainment для платформ Microsoft Windows, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch. Издателем игры выступает Private Division, подразделение Take-Two Interactive, отвечающее за поддержку независимых разработчиков. Игра была анонсирована на мероприятии The Game Awards в декабре 2018 года; Obsidian зарегистрировала торговую марку The Outer Worlds ранее в том же году. Разработкой игры совместно занимались разработчики Тим Кейн и Леонард Боярский; Кейн описывал их совместную работу как «сочетание моего добродушного юмора и более мрачного подхода Леонарда». В 2017 году, когда игра ещё не была анонсирована, Боярский сообщал, что с радостью воспользовался возможностью поработать вместе с Кейном — ранее они сотрудничали в разработке Fallout и Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, и Боярский успел соскучиться по играм такого типа, «глубоким однопользовательским ролевым играм с массой выборов, последствий и способностью мира реагировать на действия игрока»; он полагал, что новая игра должна понравиться всем тем игрокам, которым нравились старые игры Кейна и Боярского.
Действие игры происходит в будущем в вымышленной научно-фантастической вселенной. Игрок принимает на себя роль вышедшего из криосна пассажира космического корабля, отправленного к недавно основанной колонии Альцион на окраине галактики. Как оказывается при пробуждении, колония уже давно освоена человечеством, а игровой персонаж, как и его товарищи по несчастью, пробыл в замороженном виде 70 лет. Выручивший его местный житель обещает спасти и других колонистов, но игрок может как сотрудничать с ним в этом деле, так и передать спасителя злой корпорации «Альцион» за вознаграждение. На Альционе игровой персонаж оказывается впутанным в угрожающий самому существованию колонии заговор с участием нескольких группировок — корпораций и бандитов.
Колония включает в себя две планеты — одна из них была терраформирована и сделана более пригодной для человеческой жизни, в то время как вторая представляет собой дикий мир с опасной фауной. Вскоре после начала игры в распоряжении игрового персонажа оказывается собственный космический корабль — он позволяет перемещаться между различными локациями игры, используется для хранения собранных предметов и служит домом для игрового персонажа и его спутников.
Disco Elysium
Главный герой — полицейский-алкоголик Гарри Дюбуа, расследующий дело об убийстве. В начале игры герой выходит из запоя и не помнит ничего — кто он, где он, в каком обществе живёт и, хуже всего, как вообще расследовать преступления; его цель — не только довести дело об убийстве до конца, но и вернуть свои воспоминания. Единственным спутником Гарри является Ким Кицураги, гораздо более компетентный полицейский детектив из соседнего округа, работающий с главным героем игры как напарник.
Действие игры разворачивается в вымышленном городе Ревашоль, в частности, в районе Мартинёз, где царят нищета и преступность. Когда-то Ревашоль был центром коммунистической революции, однако Ревашольская коммуна была уничтожена вторжением иностранной Коалиции наций, установившей в городе капиталистическую систему со свободным рынком. За положением дел в городе надзирает Моральный Интернационал, или Моралинтерн — союз центристских партий, провозглашающий высшими ценностями гуманизм и нравственность, но вместе с этим защищающий в городе интересы корпораций. Противостоящий им профсоюз защищает права рабочих, однако руководящий им Эврар Клер воплощает в себе коррупцию и клановую систему в советском духе. Различные персонажи в игре являются носителями тех или иных взглядов и идеологий, будь то морализм, национализм, расовая теория, антикоммунизм или, наоборот, революционный коммунизм; в ходе игры персонаж по воле игрока может поддерживать те или иные взгляды и принять их как свои.
Kingdom Come: Deliverance
Kingdom Come: Deliverance — однопользовательская компьютерная ролевая игра от первого лица с открытым миром, разработанная чешской студией Warhorse Studios и выпущенная компанией Deep Silver для платформ PlayStation 4, Xbox One и Microsoft Windows в 2018 году. Особенностью игры является упор на историческую достоверность: в игре детально воспроизведены одежда, вооружение, архитектура и общественное устройство средневековой Чехии.
Действие игры происходит в королевстве Богемия в 1403 году на фоне конфликта между королём Вацлавом IV и его братом Сигизмундом. В начале игры половецкие наёмники Сигизмунда разоряют шахтёрское поселение Серебряная Скалица (чешск.)русск.. Главный герой Индржих, сын кузнеца, теряет родителей при налёте и поступает на службу к пану Радцигу Кобыле, возглавляющему сопротивление против Сигизмунда. В попытке отомстить убийцам родителей Индржих оказывается втянутым в заговор с целью восстановить на троне законного короля Вацлава IV. Как игра с открытым миром, Kingdom Come: Deliverance позволяет игроку свободно путешествовать по доступной ему области средневековой Чехии, самостоятельно находя интересные места и задания.
Kingdom Come: Deliverance получила в целом положительные оценки критики: обозреватели высоко оценили средневековую атмосферу игры и чрезвычайное внимание разработчиков к деталям, но раскритиковали многочисленные технические проблемы игры, особенно болезненные в версиях для игровых консолей. В американской прессе игра также стала предметом особо острой критики из-за предполагаемого расизма разработчиков.
The Elder Scrolls 5: Skyrim
The Elder Scrolls V: Skyrim — мультиплатформенная компьютерная ролевая игра с открытым миром, разработанная студией Bethesda Game Studios и выпущенная компанией Bethesda Softworks. Это пятая часть в серии The Elder Scrolls. Игра была выпущена 11 ноября 2011 года для Windows, Playstation 3 и Xbox 360. Для игры были выпущены три загружаемых дополнения под названиями Dawnguard, Hearthfire и Dragonborn, позже объединённых в издании The Elder Scrolls V: Skyrim — Legendary Edition. Осенью 2016 года было выпущено переиздание для Windows, Playstation 4 и Xbox One, включающее в себя те же дополнения, обновленную графику и поддержку пользовательских модификаций.
Подобно предыдущим играм серии, Skyrim предоставляет игроку возможность свободно путешествовать по обширному игровому миру, исследуя его и самостоятельно находя новые места и задания. Действие Skyrim происходит в вымышленной провинции Скайрим на материке Тамриэль на планете Нирн спустя двести лет после событий предыдущей игры серии — The Elder Scrolls IV: Oblivion. Основная сюжетная линия игры связана с появлением в Скайриме могущественного дракона Алдуина; на главного героя, «Драконорождённого», возложена задача остановить возвращение драконов и сразить Алдуина.
Игра получила высокие оценки критиков и собрала ряд наград, в том числе звания лучшей игры 2011 года Spike Video Game Award, звания «Игры года» и «Ролевой игры года» от IGN и Gamespot. Ей также сопутствовал коммерческий успех: на 2014 год число проданных во всем мире копий игры превысило 20 миллионов, а к ноябрю 2016 — уже 30 миллионов.
Mass Effect 2
Сюжет разворачивается в Млечном Пути в XXII веке, когда стали возможны межзвёздные полёты и мгновенное перемещение между отдалёнными участками галактики благодаря открытию ретрансляторов массы, которые, как считается, оставлены древней инопланетной цивилизацией протеан. Эти ретрансляторы используют так называемые «поля эффекта массы», за счёт которых масса объектов может быть значительно уменьшена или увеличена. С помощью её уменьшения осуществляется перемещение на сверхсветовых скоростях. Млечный Путь, помимо человеческой расы, населяют другие высокоразвитые инопланетные цивилизации, представители которых образовали новый Галактический совет на космической станции «Цитадель», в который могут войти и люди. Помимо них, вселенная Mass Effect представлена такими расами, как азари, саларианцы, турианцы, кварианцы, кроганы, ханары и другими, а также синтетическими расами гетов и Жнецов.
Во время событий Mass Effect армия гетов пыталась активировать портал, открывающий путь для древней расы Жнецов, уничтожившей все цивилизации Млечного Пути за 50 000 лет до событий игры. С тех пор галактика живёт, страшась возможности очередного вторжения. Между тем, силу набирает шовинистическая организация «Цербер», стремящаяся усилить власть людей — её члены считают, что галактическое сообщество недостаточно уважает человеческую расу. Эта организация прибегает к любым, даже самым жестоким методам, включающим эксперименты над живыми подопытными, террористические акты, саботаж и заказные убийства. По этой причине «Цербер» был признан советом Цитадели террористической организацией, а её члены — преступниками.
Fallout: New Vegas
Главный герой — курьер (пол и внешность игрок выбирает и настраивает самостоятельно), работающий в фирме «Мохавский экспресс» и не имеющий никакого отношения к Убежищам, доставляя очередную посылку (платиновую фишку для казино), попадает в засаду бандитов под руководством некоего Бенни и уже без посылки остаётся умирать в неглубокой могиле. Там его находит и откапывает робот-секьюритрон Виктор, после чего относит героя в городок Гудспрингс к местному доктору Митчеллу. Док излечивает героя, проводит пару опросов и тестов (в том числе и тест Роршаха), дарит ему Pip-Boy, возвращает снаряжение и оружие и отправляет в Пустошь. Одна из первостепенных задач главного героя — узнать, для чего нужна эта платиновая фишка и кто пытался его убить.
Дальнейшее развитие игры определяется поступками Курьера, и основывается на многочисленных событиях, действиях различных фракций и персонажей. Главная сюжетная линия посвящена поискам Бенни, с которым Курьер хочет разобраться и лишить платиновой фишки. Поступки главного героя по отношению к фракциям и персонажам выливаются в положительную или отрицательную карму. Обнаружив Бенни и фишку, Курьер обнаруживает себя в центре конфликта между тремя главными фракциями региона: Легионом Цезаря, Новой Калифорнийской Республикой и мистером Хаусом. Каждый из них стремится заполучить Дамбу Гувера, которая продолжает работать и снабжать юго-запад чистой водой и электроэнергией и символизирует власть над этим регионом. По ходу игры выясняется, что мистер Хаус — человек из XXI века, сумевший пережить Великую Войну в камере жизнеобеспечения, заказал платиновую фишку ещё до начала боевых действий. Фишка оказывается устройством для хранения данных с программой, способной обновить секьюротронов до наивысшего уровня боевой эффективности. Именно Бенни похитил её, желая взять контроль над силами безопасности Хауса и захватить Нью-Вегас с помощью перепрограмированного секьюротрона Йес Мэна.
Курьер узнаёт о нападении Легиона Цезаря на Дамбу Гувера, которую обороняют войска НКР под предводительством генерала Оливера. В зависимости от выбора Курьера, он может уничтожить дамбу, завоевать её для легиона, защитить для НКР или подключить энергетические системы сооружения к сети мистера Хауса, чтобы он или Йес Мэн взяли дамбу под свой контроль. Игра оканчивается рассказом в формате слайд-шоу, показывающим последствия действий Курьера, итог битвы за Дамбу, действия победившей фракции в Нью-Вегасе и Пустошах Мохаве и судьбы второстепенных фракций, на которые влияют их отношения с игроком и отношение доминирующей силы региона.
The Witcher 3: Wild Hunt
«Ведьмак 3: Дикая Охота» — мультиплатформенная компьютерная игра в жанре action/RPG, разработанная польской студией CD Projekt RED по мотивам серии романов «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского, выпущенная в 2015 году для Windows, PlayStation 4 и Xbox One. Игра является продолжением компьютерных игр «Ведьмак» и «Ведьмак 2: Убийцы королей», заключительной частью трилогии.
Действие игры происходит в вымышленном фэнтезийном мире, основанном на славянской мифологии. Главный герой Геральт из Ривии, «ведьмак» — профессиональный охотник на чудовищ — отправляется в путешествие в поисках девушки по имени Цири, обладающей сверхъестественными способностями. В отличие от предыдущих игр серии, «Ведьмак 3: Дикая Охота» — игра с открытым миром: игрок может свободно путешествовать по обширным территориям, самостоятельно находя новые места и задания.
Игра получила чрезвычайно высокие оценки прессы: обозреватели высоко оценили повествование, дизайн мира, боевую систему и графическую составляющую игры. «Ведьмак 3: Дикая Охота» также оказалась коммерчески успешной: было продано свыше 10 миллионов копий игры. Она собрала ряд наград «Лучшая игра года», присуждаемых разными изданиями и организациями. Для игры было выпущено два обширных дополнения, «Каменные сердца» и «Кровь и вино», также высоко оценённые обозревателями.