Найти тему
Фильмотека

Новая Французская волна

Оглавление

Nouvelle Vague (по-французски "Новая волна") - это стиль французского кинематографа, который развивался в два этапа. Первый, менее заметный, начался еще в 1918 году и находился под значительным влиянием Марселя Л'Эрбье. Затем, в конце 1950-х годов, "Нувельская смута" продолжила свою более важную фазу.

Начало

После Первой мировой войны в эпоху немого кино сформировалась довольно неоднородная авангардная сцена, наиболее известными представителями которой были Абель Ганс, Рене Клер, а также Жан Кокто. Развитие было надолго прервано Второй мировой войной.

В конце 1950-х годов во Франции среди молодых кинематографистов и пионеров первой волны возникло движение, которое обратилось против укоренившегося визуального языка и предсказуемого повествовательного потока устоявшегося коммерческого кино. Они подхватили идеи и концепции представителей этой первой волны. Известные режиссеры "Нувельской смуты" ранее были авторами "Кайер-дю-кино".

В своих статьях они выступали против расхищения и предсказуемости французского качественного кино (cinéma de qualité) и пропагандировали прежде всего фильмы таких режиссеров, как Альфред Хичкок, Жан Ренуар и Роберто Росселлини.

В 1954 году Франсуа Трюффо опубликовал статью "Определенная тенденция во французском кино" ("Une certaine tendance du cinéma français"). Этот текст считается первой теоретической основой "Нувельской смуты" и направлен прежде всего против тех сценаристов, которые неохотно приспосабливают новый материал, не имея при этом никакой связи с кинематографом.

Требование: "Кинолюбители" должны делать кино и не позволять писателям диктовать им, что можно и что нельзя снимать.

https://images.unsplash.com/photo-1585951237318-9ea5e175b891?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1350&q=80
https://images.unsplash.com/photo-1585951237318-9ea5e175b891?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=1350&q=80

Авторская политика

На основе трудов Александра Аструда и под руководством Андре Базина, главного редактора и одного из основателей

Cahiers, они разработали политику авторов (politique des auteurs). Эта политика требовала от режиссера участия во всех этапах производства фильма с целью развития своего личного стиля. При таком характерном почерке режиссера фильмы должны были стать более личными и индивидуальными и выйти из теневого существования литературы. Оценивается не отдельный фильм режиссера, а всегда все его творчество. Важна связь автора с его фильмом, которая выражается в том, как он реализуется.

Он отличается от режиссера (ревизора), который всегда реализует только предписанный сценаристом сюжет. Таким образом, автор (автор) - это тот, кто воссоздает то, что наблюдает (рекреатор). В этом отношении он может сделать свой личный след на инородном материале, отредактировав и перешагнув через него. Однако политику авторов не следует путать с авторскими фильмами в Германии. Перевод с авторской теорией также неверен, так как скрывает требования, которые он предъявляет к директорам.

Мишель Мари понимает "Nouvelle Vague" как художественную школу (école artistique). В этом смысле политику авторов можно понимать как эстетическую программу, согласно которой автор записывает свое мировоззрение (vision du monde) на пленку. Солидный корпус дебютных фильмов, которые относятся к общей программе и воспринимаются как смутные, также говорит в пользу разговора о школе.

Фирменной сплоченности группы способствует журналистская поддержка киножурналов (Cahiers du cinéma) и, прежде всего, - прямо подчеркивает это Мишель Мари, - есть общие враги: авторы "Rive Gauche", собравшиеся вокруг гораздо более политизированного киножурнала "Позитив".

Толчок и предвестник "Новой волны" можно найти в итальянском неореализме, в документальных фильмах таких режиссеров, как Жан Руш, и в американских B-фильмах.

https://images.unsplash.com/photo-1586695924412-42a045c492eb?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=634&q=80
https://images.unsplash.com/photo-1586695924412-42a045c492eb?ixlib=rb-1.2.1&ixid=eyJhcHBfaWQiOjEyMDd9&auto=format&fit=crop&w=634&q=80

Эстетика

Разработка новых, более легких камер и более светочувствительного пленочного материала позволила кинематографистам впервые снимать без искусственного освещения и работать с ручной камерой вне стен киностудии. Фотография оператора Рауля Кутара оказала формирующее влияние на визуальную эстетику.

Режиссеры в основном привлекали молодых неизвестных актеров и менее известных кинозвезд. Музыка играла важную роль в фильмах, также были характерны новые кинотехнологии и необычные повествовательные стили. Появился фильм с эссе.

Расцвет "Новой волны" продолжался до середины 1960-х годов. Разработанные эффекты и методы повествования используются и сегодня, в том числе в коммерческих фильмах и рекламе.