В 1852 году учёные заподозрили, что гастрит и язву желудка вызывают микробы. Целых сто лет они пытались это доказать, но догадки не подтверждались.
В 1979 году Робин Уоррен и Барри Маршалл взялись за это дело. Коллеги смеялись над ними и называли сумасшедшими. Ведь попытки предшественников были неубедительными. В желудке – соляная кислота, разве может в таких условиях быть хоть какая-то жизнь? Да ну, чушь! Всем ясно, что язвы возникают от неправильного питания.
Но Маршалл и Уоррен ясно видели (под микроскопом), что у больных людей есть бактерии, похожие на спиральки, да ещё и со жгутиками, а у здоровых – нет. Оставалось только доказать это упрямым коллегам.
Маршалл с Уорреном попытались вырастить их искусственно в термостате. Сначала у них ничего не вышло. Они, было, расстроились, но им повезло - одна чашечка Петри была забыта. Она простояла там больше, чем предполагалось, и бактерии наконец-то соизволили вырасти.
Но вредные коллеги никак не хотели признавать правоту наших героев. Было, видите ли, недостаточно доказательств, что эти бактерии вызывают гастрит. А морские свинки, которым Маршалл скармливал этих микробов, упрямо отказывались болеть (ну и хорошо).
Отчаянный Маршалл, свято уверенный в своей правоте, взял и выпил раствор культивированных бактерий (примерно, миллион микробов, на минуточку!) Сумасшедший поступок оказался оправдан: через восемь дней у него обнаружился гастрит. Времени прошло столько же, сколько стояла чашка Петри в термостате. А потом Маршалл успешно вылечил гастрит антибиотиками. Он был первым, кто додумался до такого.
Вот, собственно, и всё. В 2005 году Маршаллу и Уоррену вручили Нобелевскую премию. На её вручении Маршалл сказал журналистам: «Никакого особого героизма от меня не потребовалось. Я бы никогда не совершил этот шаг, если бы не был уверен в успехе»