Найти в Дзене

Кумиры современной моложежи: факторы формирования имиджа

В период юности перед человеком стоит задача цельного осознания себя, своего места в мире и обществе. Линиями развития этого периода являются: озадаченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», «что мне нравится», необходимость найти себя, свое предназначение, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Э. Эриксон писал, что это период поиска своей эго-идентичности, сбора и анализа своих социальных ролей и интегрирования этих многочисленных образов воедино, в целостное представление о собственной личности, формирования на этой основе собственных идеалов и ценностей . Усвоение системы ценностей происходит под влиянием общества с его законами, традициями, культурой, системой воспитания, огромное влияние могут оказывать сверстники, друзья, те малые группы, в которые непосредственно включен индивид. Одно из ведущих мест среди факторов социализации занимают средства массовой информации (СМИ), с самого рождения ребенка так активно внедряющиеся в его жизнь. СМИ прочно вошли в нашу жизнь и со своих экранов и печатных страниц демонстрируют нам через образы своих ведущих, актеров, музыкальных исполнителей и героев кинофильмов определенные модели поведения, отражающие нравственные ценности. Эриксон также обращал внимание на то, как чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, музыкантами) может вырывать «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым, подавляя личность и ограничивая ее растущую идентичность.

Исследованию влияния СМИ на человека и, в частности, на детей и подростков, посвящена обширная литература. За рубежом эти исследования начались еще в 20-х годах ХХ века. В последние десятилетия количество таких работ значительно возросло.

Подростковый возраст и ранняя юность – период максимального увлечения телевизором. Мотивы обращения подростков к телевидению стали предметом исследования И.С. Левшиной . По данным ее исследований, ведущим мотивом для всех подростков является развлекательный, при этом около половины опрошенных ищут в телепрограммах новую любопытную информацию, около 30% стараются, кроме того, разобраться в жизни взрослых, остальные руководствуются познавательным мотивом либо не интересуются ничем, кроме развлечений. Анализируя жанровые предпочтения подростковой и юношеской аудитории, исследователи отмечают чрезвычайно высокий рейтинг мультипликационных фильмов (в том числе у молодежи) и развлекательных передач и телесериалов.

Говоря о роли СМИ в процессе социализации подростков, доктор педагогических наук А.В. Мудрик особо выделяет их нормативную функцию . Кино, телевидение показывают самые разные нормы и стандарты жизни. Многие исследователи отмечают в той или иной форме именно нормативное влияние кино- и телефильмов на подростков и юношей. Так, Целуйко В.М. популярность среди молодежи телесериалов связывает, в частности, с тем, что отношения героев зрители воспринимают как реальные, поэтому они референтны для подросткового и юношеского возраста в оформлении их собственного поведения .

В исследовании Л.М. Баженовой, В.С. Собкина и А.В. Шарикова на основе анализа жанрово-тематических предпочтений делается вывод о том, что с помощью фильмов подростки осваивают человеческие отношения и чувства, ценности, способы поведения.

-2
Существуют также данные, что в сериалах предмет интереса молодежи скорее «увидеть, как ведут себя герои сериала в различных ситуациях, как общаются между собой» – нормы поведения, отношений, поэтому привлекателен не сюжет или художественные средства, а характеры персонажей, образцы поведения, которые они демонстрируют.

Таким образом, для молодежи кино- и телефильмы являются не только средством развлечения, но и источником, транслятором социальных норм, образцов, моделей поведения.

Анализ литературы по проблеме влияния СМИ на современную молодежь показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях.

Исследованию же влияния современной музыкальной культуры посвящено менее обширное количество информации. И.С. Кон в «Психологии ранней юности», исследуя юношескую субкультуру, говорил, что этот вопрос имеет две стороны. «Во-первых, юношество так или иначе воспринимает и усваивает культуру, созданную прошлыми поколениями, выступая в роли ее потребителя. Во-вторых, каждое поколение молодежи создает нечто новое, свое и имеет собственную возрастную субкультуру…». Говоря о музыкальных предпочтениях молодежи своего поколения, он отмечал, что «Тип предпочитаемой музыки и даже выбор конкретных групп имеет свои социально-возрастные особенности. Среди поклонников «тяжелого рока», «хэви металл» преобладают 14-17-летние юноши-школьники, учащиеся ПТУ и молодые рабочие. «Битломан» значительно старше. Классическая музыка, авторская песня и джаз возрастных границ вообще не имеют». Таковы были результаты исследований, проведенных И.С. Коном.

На сегодняшний день наблюдается огромное увеличение разнообразия фильмов, киноактеров, музыкальных исполнителей, таким образом, простор выбора кумира у современной молодежи достаточно расширился. По данным недавно проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения исследования на тему «Кумиры современной молодежи», лидирующие позиции заняли поп- и рок-звезды (47% опрошенных отдали предпочтение им) и успешные бизнесмены (38%). 22% голосов набрали спортсмены, 10% - действующий президент, и совсем мало – всего 4% респондентов – считают, что кумирами современной молодежи являются российские политики. Нужно также отметить и то, что само слово “кумир” изменило свое значение – теперь это все чаще  не идеальный образец для подражания, а обычный человек, который добился быстрого успеха и материального благополучия.

-3

Исходя из вышесказанного нами была определен круг вопросов исследовательской работы: какие экранные образы нравятся современной молодежи, по каким критериям они делают свой выбор и насколько осознанным он является?

Мы предположили, что у представителей определенных возрастных групп существуют сходные предпочтения в выборе кумиров в сфере искусства.

В качестве основного метода исследования был выбран метод анкетирования, так как он быстро осуществим, и позволяет получить конкретные результаты при работе с большим количеством испытуемых.

Во время проведения исследования студентам факультета психологии ПГПУ им. В.Г. Белинского (1 курс) была предложена анкета с целью определения наиболее популярных персонажей отечественной и зарубежной кинопродукции, музыкальных исполнителей и их характеристик.

Анкета содержала следующие вопросы:

  • Какой жанр фильмов вы предпочитаете? Чем он вас привлекает?
  • Ваш любимый фильм. Почему вы выбрали именно его?
  • Ваш любимый киногерой (персонаж)? Чем он вам нравится?
  • Ваш любимый артист? Чем он привлекателен для вас?
  • Назовите своего любимого музыкального исполнителя. Почему он привлекает вас?
  • Какая ваша любимая песня? Почему она вас привлекает?
Таким образом, перед испытуемыми была поставлена задача: ответить на вопрос и объяснить свой выбор.

Испытуемыми явились студенты 1-го курса ПГПУ (17-18 лет), в составе 17 человек, студенты 3-го курса (23 человека, 19-20 лет). Также был проведен сравнительный анализ с результатами проведенного ранее исследования в 2005 году, при участии студентов 1-го курса (18 человек, 17-18 лет).  Ценным является то, что в 2005 и в 2007 году диагностический срез проводился на одной и той же группе испытуемых.

В ходе диагностики нами были выделены наиболее популярные в студенческой среде жанры кинофильмов, актеры, сами фильмы, персонажи, предпочитаемые песни и музыкальные исполнители. Сделать это было не просто, так как испытуемые давали самые разные варианты ответов. Трудность также состояла в том, что, не смотря на четкую формулировку вопроса, называли не персонаж, а актера, не на все вопросы был дан конкретный, полный ответ, некоторые испытуемые затруднялись с ответом.

Наиболее предпочитаемым киножанром среди первокурсников является комедия (36% -2007год, 55% – 2005год), такое предпочтение объяснялось тем, что комедия поднимает настроение, способствует эмоциональной разрядке («весело, легко, смешно, интересно»). Третьекурсники также выбирали комедию (27,7%), но в списке предпочтений появилось и большое число других жанров, как психологические, военные, исторические фильмы, триллеры, возросла любовь к мелодрамам. Критерием выбора стали не только эмоции, но и привлекательность сюжетной линии, главная мысль жанра, то есть в выборе фильмов одним из значительных факторов стал его смысл.

Любимых фильмов испытуемые назвали достаточно большое количество, среди которых было мало совпадений. Проанализировав тематику, содержание и критерии выбора можно сказать, что основной темой является любовь: 1-ый курс 2007 год – 55,5%, 1-ый курс 2005 год – 30%, на третьем курсе тематика фильмов становится шире, наряду с этим увеличивается процент любимых фильмов, где главной темой является любовь – 62%.

Анализ выбора любимых артистов показал, что первокурсники в основном отдают предпочтение наиболее привлекательным современным кинозвездам Голливуда, ориентируясь в основном на их внешние характеристики: «симпатичный, красивый, сильный, смешной, мужественный», 62,5% и 72,5% выборов, 2007 и 2005 год соответственно. В выборах предпочтений девушек-студенток третьего курса в основном преобладают современные российские киноактеры, также были названы некоторые советские актеры. По выбору критерия на первый план у третьекурсниц выходит умение играть, актерские способности, 53% выборов.

Выбор киногероя также в своем большинстве определялся внешними данными. Студенты первого курса в своих анкетах указывали на привлекательность внешности героя – 62,5% (2007 год) и 72,3% (2005 год). Студенты третьего курса обращали большее внимание на характеристику роли героя (74%).

-4

Таким образом, на первом курсе выбор любимого киногероя определялся его внешними данными, можно сказать, что происходило отождествление с актером, его играющим. А на третьем курсе, большее внимание обращается на сам персонаж, о чем говорят такие характеристики, как «добрый, храбрый, смелый, лидер, нравится манера поведения». То есть выбор любимого киногероя третьекурсниками является более осознанным.