Найти тему
Artfragment

Что нужно знать про «Анонимное общество» художников

Оглавление

В 1920 году трое друзей — Марсель Дюшан, Ман Рэй и Кэтрин Дрейер — основали Société Anonyme. Рассказываем, что это было, в чем они опередили нью-йоркский MoMA и как «улавливали ароматы авангардного искусства».

— По одной из версий, своему возникновению общество Société Anonyme обязано отказу.

В 1917 году «Фонтан» Марселя Дюшана, подписанный псевдонимом «R. Mutt», не допустили к участию в выставке Общества независимых художников. И это при том, что сам художник состоял в ее совете и был руководителем развесочной комиссии. Обиженный и раздосадованный, Дюшан покинул общество. И через несколько лет — в 1920-м — вместе с французским художником Ман Рэем и американкой Кэтрин Дрейер основал Société Anonyme.

— Société Anonyme задумывалось как экспериментальная выставочная площадка.

Дюшан, Рэй и Дрейер решили собрать коллекцию современного искусства, а чтобы показывать его арендовали помещение на Манхэттене. Его они назвали «Музеем современного искусства». Фактически, это стало первым американским опытом культурной институции, которая демонстрировала актуальные произведения художников. В письме брату Дюшан писал:

«Я верю в оригинальный аромат, но, как и любой другой запах, он испаряется очень быстро (через несколько недель, в лучшем случае несколько лет). Остается только высохший орех, который историки классифицируют как главу в Истории искусства».

Выставки Société Anonyme стремились уловить «ароматы» авангардного искусства пока те не растворились в воздухе.

— Анонимное общество художников открыло американской публике неизвестных ей раньше авторов, а в его коллекцию входили работы Бранкузи, Клее, Мондриана и многих других.

Покупало Société Anonyme работы и русских художников. Кэтрин Дрейер была их поклонницей и даже писала книги о русском авангарде. Одну из своих монографий американка посвятила Давиду Бурлюку, а Василия Кандинского и вовсе звала в оргкомитет общества. На средства Дрейер осуществлялось и финансирование общества. Она была из богатой еврейской семьи иммигрантов из Бремена. Ее отец зарабатывал хорошие деньги на импорте. Одна из сестер Кэтрин была лидером первых профсоюзов американских женщин, неоднократно подвергалась арестам и стояла в пикетах вместе со своей подругой Элеонорой Рузвельт. Вторая рисовала политические плакаты. Сама Кэтрин в 1907 году отправилась учиться живописи в Европу, где провела семь лет, познакомилась с писательницей и покровительницей богемы Гертрудой Стайн, а еще с полотнами и манифестами художников.

Давид Бурлюк, «Река Гарлема», 1924.
Давид Бурлюк, «Река Гарлема», 1924.

— В конце 1926 года Société Anonyme провело масштабную выставку в Бруклинском музее.

Это была первая после прославленного Armory Show 1913 года панорама европейского авангарда в Америке. На выставке показали 307 работ 107 художников из 23 стран.

Armory Show, 1913.
Armory Show, 1913.

Обложку для каталога экспозиции и весь макет книги сделал Константин Аладжалов — армянский художник родом из Ростова-на-Дону, эмигрировавший в США в 1923-м и тесно сотрудничавший с Давидом Бурлюком.

Armory Show, 1913.
Armory Show, 1913.

На выставке были представлены четыре его живописных работы. Общество подчеркивало, что они «не продают произведения с выставок, которые организуют, но готовы свести будущего покупателя напрямую с художником».

— Всего Société Anonyme организовала 80 выставок, из них 23 в Нью-Йорке и 11 — в других американских городах.

Помимо презентации произведений искусства организаторы готовили каталоги, в которых подробно рассказывали о художниках и их работах. Эти книги становились своего рода энциклопедиями современного искусства. Любопытно, что Татлин и Малевич в СССР тоже хотели создать пространство, которое продвигало бы и популяризировало их искусство. По одной из версий искусствоведов, художники по обе стороны Атлантики предчувствовали недолговечность своего могущества и сами хотели «организовать» память о себе.

Кэтрин Дрейер и Марсель Дюшан, 1936.
Кэтрин Дрейер и Марсель Дюшан, 1936.

— Ровно спустя три десятилетия после своего образования — 30 апреля 1950 года — общество прекратило свое существование.

По этому поводу Марсель Дюшан и Кэтрин Дрейер устроили обед в New Haven Lawn Club в Коннектикуте. К тому моменту в собрании общества было более тысячи произведений искусства. Коллекция собиралась с отрицанием всяких иерархий. В итоге работы из нее позднее оказались в нью-йоркском МоМА и Музее Гуггенхайма.

Марсель Дюшан, «Tu m’», 1918.
Марсель Дюшан, «Tu m’», 1918.

Кэтрин Дрейер скончалась меньше, чем через два года после роспуска общества. В Йель она передала картину «Tu m’» Марселя Дюшана. Эта работа написана маслом на холсте специально для Дрейер. На ней щетка отбрасывала тень на тени реди-мейдов художника, а английские булавки скрепляли нарисованный разрыв в холсте.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.