Статья о том на каком основании животных заносят в Красный список и как формируются такие списки.
Когда мы говорим о том, насколько опасны животные или растения, мы почти всегда ссылаемся на их статус в Красном списке. Созданный Международным союзом охраны природы - глобальной организацией, которая стремится направлять и формировать усилия по охране природы, - Красный список использует набор критериев для оценки риска исчезновения тысяч видов и подвидов.
В Красной книге виды оцениваются по шкале наименьшего риска (нет необходимости в природоохранных мероприятиях), близкого к угрожаемому (почти соответствует одной из категорий), уязвимого (с риском падения шкалы), находящегося под угрозой исчезновения (необходимы природоохранные мероприятия) и находящегося в критическом состоянии (необходимы срочные природоохранные мероприятия). Существуют также три вида вымерших организмов: региональные вымершие, вымершие в дикой природе и вымершие.
Наконец, есть еще две категории, которые ничего не говорят об угрожающем статусе организмов: недостаточно данных и не оцененные.
Красный список - единственный в своем роде. В то время как есть и другие организации, которые преследуют аналогичные цели, оценивая проблемы сохранения видов, Красный список - единственный, который делает это в отношении всех организмов в глобальном масштабе.
Но Красный список Международного союза охраны природы может быть неточным, поскольку в нем не признается неопределенность, в частности, таксономическая неопределенность. То есть неопределенность в отношении того, как организмы называются, определяются и классифицируются в соответствии с их общими характеристиками или как они развивались.
В результате плохие оценки делаются на основании низкого качества данных. Это может привести к неправильному распределению ресурсов с широко распространенными издержками, включая потерю вида без его осознания.
Видовые комплексы
Один из способов проявления таксономической неопределенности может заключаться в виде видовых комплексов. Видовые комплексы - это когда маскарады нескольких видов под одним и тем же названием. Иногда виды трудно или невозможно отличить друг от друга.
Огромное количество "видов" на самом деле оказывается видовыми комплексами. Жирафы, например, могут быть четырех видов, а не только одним. А африканский слон на самом деле - это два отдельных вида: лесной слон и слон Саванны. Они так же эволюционно отличаются друг от друга, как львы и тигры.
У меньших по размеру, менее интенсивно изучаемых видов, комплексы встречаются гораздо чаще.
Часто случайно становиться известно о видовых комплексах; тогда упорядочиваем ДНК кучки животных, только для того, чтобы выяснить, что они не все одно и то же, а на самом деле две и более разные вещи. Это самый надежный способ понять, что вы работаете с видовыми комплексами, но он не единственный. Например, можно узнать, что работаем с комплексом видов лягушек, когда понимаем, что у них разные виды спаривания.
В конечном итоге, видовые комплексы могут быть разрешены, но это требует тщательных таксономических исследований, часто с использованием более сложных методов - таких, как анализ ДНК.
Какие видовые комплексы означают для Красной книги
То, как классифицируются организмы - их таксономия - является краеугольным камнем оценки риска исчезновения. Поэтому основные неопределенности в таксономии, как, например, в случае с видовыми комплексами, должны служить основанием для оценки в качестве данных, недостаточно представленных в "Красном списке" МСОП.
Однако руководящие принципы МСОП категорически не рекомендуют использовать данные с дефицитом. Они поощряют использование даже минимальных данных для оценки вида в одной из других категорий. Это означает, что даже если когда-либо было обнаружено только одно животное определенного вида, оно все равно может быть отнесено к угрожающей категории.
В руководстве также предлагается оценивать видовые комплексы как единый вид, даже если известно, что в действительности они представляют собой несколько видов. В результате один вид внутри него может погибнуть и никто не заметит этого.
Эта политика должна быть пересмотрена.
Важно, что принадлежность к видовому комплексу или его принадлежность к нему должны квалифицировать "вид" как недостаток данных для Красной книги.
Включая видовые комплексы в Красный список как имеющие недостаток данных, можно подчеркнуть тот факт, что таксономия является жизненно важной частью сохранения видов; что она важна и должна финансироваться и поощряться в качестве первого шага в деле защиты многих видов.
Правительства должны также признать важность работы на местах, ориентированной на таксономию. Слишком часто разрешающие органы отказывают в выдаче разрешений на изучение видовых комплексов, поскольку они воспринимают название таксономически, чтобы его можно было уточнить, когда оно появляется в Красном списке.