Найти тему
Море идей

Герои «Дисней»: польза и вред кумиров детства (продолжение)

Психологи не рекомендуют показывать мультфильмы детям до 3-х лет. В первые годы жизни восприятие у малышей в основном сенсорное, то есть они ещё не могут осознать, что происходит на экране, и просто наблюдают за сменой кадров и картинок.

Мозг ребёнка в таком возрасте развивается только тогда, когда тот активно вовлечён в игру, делает что-то собственными руками или общается с другими людьми. А время, пассивно проведённое перед экраном смартфона или телевизора, развивает зависимость и увеличивает нервное напряжение.

Photo by Rod Long on Unsplash
Photo by Rod Long on Unsplash

К тому же, многие герои тех же диснеевских мультфильмов зачастую гораздо старше самих детей. Принцессы – взрослые, похожие на моделей девушки, а принцы – спортивные и мужественные парни с идеальной внешностью. Имея перед глазами такие примеры, дети стараются быть на них похожими. И это в теории может привести к развитию комплексов и стереотипного мышления. Поэтому очень важно следить за тем, как и на основе чего у ребёнка формируется представление о стандартах красоты, силы и других внешних качеств.

-2

К теме сказочных принцесс «Дисней» сейчас приковано особое внимание. Некоторые активисты считают, что роль женщин в этих с детства знакомых историях сведена к роли матери и жены. Для большинства героинь сказка заканчивается «И жили они долго и счастливо».

Многие не согласны с концепцией, по которой, всё, что может и должна делать принцесса – быть красивой и ждать принца. Бытует мнение, что этот прививаемый с ранних лет стереотип, негативно сказывается на сознании маленьких девочек. Но никто не берётся переписывать детские сказки, потому как в то же время, принцессы учат трудолюбию, доброте и заботе о близких. Поэтому можно сделать вывод, что ситуация, впрочем, как всегда зависит от угла обзора.

-3

Но в мультфильмах поднимается не только вопрос о гендерных стереотипах. Студия «Дисней» освещает также и культурное многообразие мира. Покахонтас, Мулан, Аладдин – представители разных национальностей. Каждый представляет культуру своей родины и формирует о ней мнение.

Мультфильмы – один из источников информации и познания. Многие дети получают представление о разных уголках мира именно из них. А при просмотре того же «Аладдина» можно подумать, что «дивный Восток» состоит только из воров, колдунов и недалёких правителей. Тем временем, очевидно, что арабские страны со своей многовековой культурой унаследовали гораздо больше, чем одну волшебную лампу.

«Мулан», произв. Disney-MGM Studios
«Мулан», произв. Disney-MGM Studios

Изучив вопрос более детально, легко понять, что мультфильмы оказывают далеко не только позитивное влияние. Они формируют картину мира, пропагандируют те или иные жизненные принципы, дают ролевые модели. Бесспорно, нужно с самого детства следить за тем, что ребёнок смотрит и на кого равняется. Возможно, некоторые мультфильмы лучше не показывать до определённого возраста.

Как лучше поступить –выбирать родителям. Но также не стоит забывать, что личный пример играет не менее важную роль. И ребёнок, которого с детства учат не проявлять неприязнь по отношению к людям ни по признакам пола, ни по этническим различиям, едва ли подвергнется негативному влиянию медиа.

Photo by Brian McGowan on Unsplash
Photo by Brian McGowan on Unsplash

Самый же весомый фактор негативного влияния «Диснея» – это реклама культуры потребления. В первой части статьи мы уже говорили о том, что огромную часть доходов компании приносят не столько фильмы, сколько продажа сопутствующих товаров. И каждый родитель на себе испытал всю силу брендированной продукции. Вышел новый мультфильм – появилось огромное количество одежды, аксессуаров и канцелярии с принтами персонажей.

Объяснить ребёнку, что не всё из этого ему действительно нужно порой просто невозможно. «Дисней» не просто рекламирует потребительство – он ему учит. Дети просто не понимают, что изображение героя – это не сам герой. Они проецируют свои чувства по отношению к персонажу на самые обычные объекты потребления, не замечая разницы. По сути, мы покупаем не игрушки, наклейки и фигурки, а эмоции.

Photo by Kenrick Mills on Unsplash
Photo by Kenrick Mills on Unsplash

Нельзя с точностью сказать, чем просмотр диснеевских мультфильмов обернётся для ваших детей в конечном счёте – слишком от многих факторов это зависит. Но польза от героев «Дисней» определённо есть. Одни вдохновляют, дарят надежду и веру в успех. Они смелые, решительные и по большей части добрые, а самое главное искренние. Есть в них, конечно же, хитрые, бесхарактерные и иногда пассивные персонажи. В мультфильмах, как и в жизни, огромный выбор и хорошего, и плохого. На кого равняться выбирает сам ребёнок. Ваша же задача научить его ориентироваться в этом мире и правильно расставлять приоритеты, а также принимать взвешенные решения и знать меру в своих желаниях. Всё начинается с семьи и того, что в ней прививают. Ведь то, научится ли ребёнок из сказки милосердию, состраданию или жестокости, зависит от того, что он каждый день видит перед собой и считает нормальным.

А на что вы больше обращаете внимание? На то, какие моральные принципы пропагандируют мультфильмы? Или на то, насколько достоверно отражаются в них культуры и нации?