Памяти Лебедева Евгения Петровича
До того, как в преддверии прошлого юбилея Победы (2015 год) вышел в свет этот очерк, даже близкие родственники не знали подробностей, когда и за что Евгений Лебедев получил два ордена Отечественной войны II степени... Он не любил вспоминать о войне. Но в год 70-летия Великой Победы сделал исключение для автора. А мы, в свою очередь, тогда приятно удивили Евгения Петровича «весточкой из прошлого». Оказывается, ветеран не знал, что в мае 1945-го был представлен к ордену Красной Звезды. Копию наградного листа корреспондент нашел в рассекреченных базах данных Минобороны.
Под Сталинградом
Родился он в поселке Навля Брянской области, в семье работника железной дороги Петра Владимировича и домохозяйки Татьяны Семеновны Лебедевых. Отец в составе Балтийского флота воевал в Первую мировую, в гражданскую. На этом воспоминания о родителях обрываются.
После окончания 9 классов Евгений поступил в Орджоникидзеградское военно-пехотное училище, которое вскоре было переименовано в автомобильно-мотоциклетное. Перед оккупацией Брянщины учебное заведение вместе с курсантами было эвакуировано в город Минусинск Красноярского края. В мае 1942 года выпускника Лебедева направили под Нижний Новгород, где комплектовалась только что выпущенными бронеавтомобилями БА-64 45-я механизированная бригада. А в октябре 1942 года он прибыл на Сталинградский фронт, там и состоялось его боевое крещение.
Запись из наградного листа: «29 октября 1942 г. севернее Сталинграда 2 км своим взводом (45 мотомех. бригады) вел разведку боем. В результате уничтожено 11 солдат противника, захвачено в плен 4 солдата противника и ценные документы. В этом бою тяжело ранен».
– Было страшно, – вспоминал ветеран. – Взвод из трех бронемашин как на ладони в чистом поле. Под градом снарядов автомобили бросало из стороны в сторону. А затем наступила тишина. Очнулся я уже от нашатыря. Тогда мне сказали, что наши после разведвыхода моего взвода засекли позиции противника и уничтожили их. Только вот я еще долго потом не мог говорить…
В ходе сражения один из снарядов попал аккурат между башней и корпусом бронеавтомобиля – в самое уязвимое место военной техники. Командиру разведвзвода младшему лейтенанту Лебедеву разворотило верхнюю и нижнюю челюсти, посекло осколками тело. Его раненого вместе с полуживым водителем спасли наступающие части Красной Армии. И следующие три месяца Евгений Петрович провел в госпиталях.
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Залечив раны, Евгений Петрович отправился в распоряжение 20-го танкового корпуса Брянского фронта, в тульский город Ефремов. Корпус в то время как раз формировался, и взвод Лебедева значительно увеличился. Теперь вместо шести человек на трех БА-64 в бой пошли тридцать шесть красноармейцев на трех американских бронетранспортерах.
Из наградного листа: «В июле 1943г. в районе Кривцово при выполнении боевого задания на бронемашине наскочил на засаду. В короткой схватке из пулемета уничтожил 6 гитлеровцев и затем предупредил подходящие наши части о наличии в этом районе противника. Будучи командиром взвода бронемашин в боевых условиях обеспечивал связь между частями корпуса».
По совокупности совершенных подвигов взводный Лебедев был представлен по окончании войны к ордену Красной Звезды.
– Я никогда не задавался целью оставить в памяти те страшные дни, – признавался ветеран. – А про награды и вовсе не думал. Если получил, значит, заслужил. Просто так вряд ли бы мне их вручили.
…Осенью 1943 года в составе 2-го Украинского фронта разведвзвод лейтенанта Лебедева участвует в битве за Днепр. Отбросив противника на 30-100 километров от реки, освободили Черкассы, Знаменку и Александрию. Войска под командованием генерала армии Ивана Конева к 20 декабря вышли на подступы к Кировограду и Кривому Рогу. С 5 по 16 января 1944 года шла так называемая кировоградская наступательная операция, ставшая началом более масштабных боевых действий, вошедших в учебники по истории как Корсунь-Шевченковская операция. Тогда в окружение попали несколько немецких дивизий. Ожесточенные бои велись с 24 января по 17 февраля 1944 года. Гитлеровское командование запретило своим солдатам сдаваться. И они шли напролом…
– Фашисты выстраивались колоннами и наступали на нас ровным строем, – вспоминает Лебедев. – Их косили со всех видов орудий. Работали пулеметы и артиллерия. Свистели «Катюши». Пехотинцы и казаки добивали остатки сил противника врукопашную. От крови и немецкой формы земля была красно-серой…
За подвиги и мужество, проявленные в боях в ходе Корсунь-Шевченковской наступательной операции советских войск, 20-му танковому корпусу, освобождавшему город Звенигородка в Черкасской области Украины, присвоили почетное наименование «Звенигородский». Оценен был и боевой вклад Лебедева, он был представлен к первому ордену Отечественной войны II степени.
Радость со слезами на глазах
Продолжая наступление, 20-й Звенигородский танковый корпус вышел к Одеру неподалеку от польского города Бреслау (ныне Вроцлав). Во взятии Берлина взвод Лебедева не участвовал. Но и там, где они остановились, было не менее жарко. Бои за город-крепость Бреслау велись между войсками немецкой группы армий «Центр» и частями 2-го Украинского фронта. Осада и штурм длились с 23 января по 6 мая 1945 года.
– Мы чувствовали, что скоро должно все закончиться, – говорил Евгений Петрович. – Вести из Берлина до нас иногда доходили. Солдаты немного знали о ходе боев за столицу Германии. Победа была близко. И так не хотелось умирать...
Радостное для всех известие принес разведчик. Лебедев понял, что вот он – долгожданный конец, когда начали палить из всех орудий и повсюду доносилось гулкое «Ура!».
Но и на этом для лейтенанта Лебедева война не закончилась. Еще несколько месяцев он со своим взводом вел активные бои с украинской повстанческой армией. Демобилизовался лишь в конце 1946 года.
Из армии Евгений вернулся в родную Навлю. От местных жителей узнал о судьбе своих родителей и друзей. Во время бомбежки отца тяжело ранило, и он вскоре умер. Мать угнали в плен, и по дороге в лагеря она скончалась. Никто из его друзей-ровесников не вернулся с фронтов. А тех комсомольцев, которых не призвали, повесили фашисты. Ребята вели диверсионную деятельность.
– Сдал их наш общий товарищ, – с дрожью в голосе вспоминал ветеран. – Он когда-то руководил комсомольской организацией. Чтобы услужить оккупантам и спасти свою шкуру, взял и на виселицу парней отправил. Но вскоре сам получил по заслугам. Сначала его посадили за предательство, а затем расстреляли при побеге.
Но были и хорошие новости. Живым с войны вернулся его старший брат Петр. После демобилизации остался в Оренбурге. И Евгений, не раздумывая, отправился к нему. О войне фронтовики при встрече не говорили, все больше о делах житейских. Из боевой биографии брата Евгений Петрович знал только, что он всю войну прошел на легендарной полуторке, возил боеприпасы и орден Красной Звезды имеет.
Карьера и любовь
Евгений остался в Оренбурге. В то время там шел активный набор в уголовный розыск. После беседы с руководством областного управления внутренних дел Лебедеву предложили должность оперуполномоченного. Он согласился, и армейские погоны сменил на милицейские.
После трех месяцев оперской стажировки Евгения отправляют в Иркутск на курсы повышения квалификации. Та поездка оказалась для него судьбоносной. Практически с первого взгляда офицер влюбился в молодую преподавательницу логики и психологии. Романтические отношения с молодой красавицей Людмилой длились целый год. После окончания курсов он вернулся в Оренбург, она – в родную Москву.
Но их чувствам не помешали расстояния. Спустя какое-то время Евгений отправился в небольшой подмосковный поселок, к матери Людмилы, просить руки ее дочери…
– Регистрировал наш брак секретарь сельсовета, – улыбаясь, рассказывал ветеран. – А свои подписи в документах мы ставили на каком-то старом пне на улице.
Сразу после свадьбы Людмила переехала к мужу, устроилась заведующей детским садом. Евгений Петрович продолжал служить в уголовном розыске.
Через полгода его повысили – назначили начальником городского отдела милиции в Новотроицке. Спустя два года перевели в управление уголовного розыска УВД Оренбургской области. Но все это время мысль о возвращении на родину не давала покоя Евгению Петровичу. И вскоре он подал рапорт на перевод в Брянскую область.
Главная награда
На Брянщине карьера милиционера Лебедева продолжила стремительно развиваться. Его назначили на должность начальника отделения управления уголовного розыска областного УВД. Затем он руководил несколько лет Володарским и Советским райотделами. Но в 1959 году майор милиции Лебедев подал рапорт на увольнение. По семейным обстоятельствам. Он должен был находиться рядом с тяжело больной женой, чтобы помочь ей преодолеть страшную болезнь. И супруги выдержали испытание, победили недуг вместе.
– Нет, наверное, большего счастья, когда твой родной человек здоров, – говорил тогда Евгений Петрович. – Когда нездоровится тебе, твоим близким, то и свет не мил, и белое кажется черным. Но мы выстояли и прожили вместе 65 лет.
9 мая дома у Евгения Петровича всегда собиралась его большая и дружная семья. Но 70-летний юбилей Победы ветеран встречал без супруги и сына. За два года до этой даты он похоронил свою Людмилу. Несколькими годами ранее безвременно ушел из жизни его старший сын Михаил. Но тогда пришли поздравить его дочь Татьяна, пятеро внуков и трое правнуков.
Боевые награды – два ордена Отечественной войны II степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медаль Жукова и другие – Евгений Петрович бережно хранил в шкатулке. В последние годы он не надевал их даже на свой парадный пиджак, который и не носил-то толком.
– Посмотришь на них – сердце болеть начинает, – с грустью произносил ветеран. – И в памяти стараюсь не рыться, чтобы не тревожить раны. Вот и лежит все подальше от глаз…
В конце августа прошлого года ветерана войны Евгения Лебедева не стало. Но светлая память о нем навсегда останется в наших сердцах...
Владимир Горбачев
Фото из архива семьи Лебедевых