Найти в Дзене

Графика ар деко. Эрте "Вспоминая 1920-е"

Эрте "Макияж", 1978.  610 х 483 мм. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте "Макияж", 1978. 610 х 483 мм. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Короткие волосы, укладка "марсельская волна", шляпка-клош, пуховка - такой образ современницы создал Эрте для очередной обложки модного журнала Harper's Bazaar. Сочные, контрастные сочетания цвета, тонкий баланс тёплого и холодного, доминирующая силуэтность и изящность каждой линии - это то, что привлекало, манило, очаровывало, поэтому Уильям Рэндольф Хёрст, медиамагнат и владелец издательства, совершенно искренне считал, что Эрте творил магию, из года в год создавая обложки для Harper's Bazaar, практически, никогда не дублируя свои идеи, создавая выразительные образы и всегда попадая в точку. Сколько этих обложек по числу не знает никто, хотя приблизительно можно представить, что за двадцать лет художник мог сделать сотню - другую, и учитывая, что художественный процесс нелинеен, количество эскизов обложек было значительно больше подписанных в печать экземпляров!

Эрте, серия "Вспоминая 1920-е", "Красавица и чудовище",  шелкография, 1978.Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте, серия "Вспоминая 1920-е", "Красавица и чудовище", шелкография, 1978.Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Именно эти обложки станут "золотым фондом" Эрте, обеспечат известность в 1920-е -1930-е годы, станут фундаментом для его выставочной деятельности (практически, все обложки куплены нью-йорским музеем Metropolitan), и лягут в основу серии "Воспоминая о 1920-х", которую художник создаст в конце 1970- х - начале 1980-х, во время возрождения и актуализации стиля ар деко в мировой культуре. Остались ли эти работы неизменными или были внесены коррективы?

Эрте, серия "Вспоминая 1920-е",  шелкография. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте, серия "Вспоминая 1920-е", шелкография. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Ответ на этот вопрос не так-то прост. С одной стороны, образность работ Эрте осталась неизменной, с другой, были внесены коррективы в технику исполнения, а, как известно, технологии вносят свои нюансы. Все работы в серии "Вспоминая 1920-е" выполнены в технике шелкографии, самой сложной в тиражной графике, позволяющей работать со насыщенными цветами, передавать фактурность и объём, играть с оптическими иллюзиями.

Эрте, серия "Вспоминая 1920-е","Буря", 1978, шелкография, тиснение серебряной поталью. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте, серия "Вспоминая 1920-е","Буря", 1978, шелкография, тиснение серебряной поталью. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Трафаретная печать - процесс воспроизведения изображений, при котором краска проходит через сетчатую форму на печатную поверхность. Форму делают из тонкой сетчатой ткани, плотно натянутой и прикреплённой к  деревянной раме. Эрте использовался шёлк. Краска, проникающая через шелковую сетку, формирует печатное изображение.

Эрте, серия "Вспоминая 1920-е","Дама счастья",  шелкография, 1978. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте, серия "Вспоминая 1920-е","Дама счастья", шелкография, 1978. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Художник использовал тиснение, покрывая часть изображения золотой или серебряной поталью. Такая обработка подчёркивает объёма и создаёт блестящие и отливающие металлом глянцевые поверхности. Конечно, на фотографии, увы, такие особенности малозаметны, они очевидны при непосредственном визуальной осмотре работ Эрте. Но выглядят подобные работы во всех смыслах превосходно!

Эрте, серия "Вспоминая 1920-е", "Осенние песни", шелкография, тиснение золотой поталью, 1978.  Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте, серия "Вспоминая 1920-е", "Осенние песни", шелкография, тиснение золотой поталью, 1978. Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com

Роман Тыртов в 1970-1980-е годы сделал более 20 серий на самые разные темы: от "Чисел" и "Алфавита" до "Времен года", "Великих добродетелей" и "Игральных карт". Степень наполненности каждой серии вариативна. Тираж обычно был стандартным. Эрте делал около 300 экземпляров каждого изображения в серии и в обязательном порядке следил, чтобы после завершения процесса печати трафареты уничтожались, и все листы подписывались художником собственноручно.

Эрте, серия "Вспоминая 1920-е", "Весна". Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте, серия "Вспоминая 1920-е", "Весна". Erte Museum, официальный сайт - ww.ertemuseum.com
Эрте - художник, проявивший себя в самых разных областях - от дизайна интерьера до ювелирного искусства, чему посвящены следующие статьи:
Коллекция "Art to wear" и ювелирные эксперименты Эрте/Романа Тыртова
Скульптура ар деко. Эрте и его "куколки"

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!