Найти тему
Мысли на балконе

Цой и Кинчев. Почему первого гораздо чаще поют на улицах

Группы Кино и Алиса давно входят у меня в список любимых и я всегда их считал одними из самых крутых в советско-русской рок-музыке. По крайней мере, если спросить меня, что такое русский рок, то Цой с Кинчевым первыми встанут у меня перед глазами в свойственных им героических позах. Причем на вопрос кто круче из них у меня ответа никогда не будет, потому что между этими группами у меня всегда стоял знак равенства. Это как отделять Болека от Лелека.

Тем не менее, уже на первом курсе универа, во времена расцвета Нашего радио и, соответственно, очередного всплеска любви к отечественной рок-музыке, я заметил такую вещь. Парни с гитарами, неизменно появлявшиеся в различных компаниях, всегда с легкостью играли песни Кино - и редко когда песни Алисы. Чего уж говорить, из творчества Кинчева можно было услышать в лучшем случае "Трассу Е-95", в которой куплеты всегда пели двое - я и гитарист.

Как человек, который, напомню, между Кино и Алисой разницы никогда не делал, я знал наизусть песни обоих групп. И когда я столкнулся с тем, что люди почему-то Цоя тоже знают очень хорошо, а вот Кинчева как-то не очень, я… Ну не знаю, не до того было, поэтому я просто удивился, но сильно размышлять на эту тему не стал. Регулярно доставая очередного нового заводилу в компании фразами "может хоть ты Алису для разнообразия сыграешь" - и получая очередной отказ.

Я вырос, стал поумнее, переслушал много музыки, и у меня наконец-то появился ответ на этот вопрос. Нет, дело тут совсем не в том, что Цой погиб на взлете карьеры и стал легендой. Он просто был более народным. И это с одной стороны понятно, а с другой - странно. Я попытаюсь объяснить, как так вышло, и почему я считаю это неоднозначным.

Как почти все знают, у группы Кино было два разных периода. Я из тех людей, кто считает, что это вообще было две разные группы Кино. Первая - до "Группы крови". Романтики, играющие под гитару песни, которые были, как бы это сказать. На стыке хорошо написанных дворовых песен и нью-вейва, сыгранного на том, что удалось найти. У-у-у, восьмиклассница, а-а.

Вторая - совсем другая, которая мне нравится гораздо больше, да и в целом более популярна. Героический постпанк с ритмичной бас-гитарой Тихомирова, узнаваемыми соло Каспаряна и драм-машиной, которая выстукивала такие партии ударных, которые модный Гурьянов мог играть на концертах стоя. Музыка, вдохновленная The Cure и Joy Division.

И вот в итоге получился такой русский народный постпанк. С текстами, понятными каждому, и при этом с очень модной на тот момент музыкой (которая, по-моему, актуальности вообще не теряет, поскольку и у нас и за рубежом стала классикой, я сейчас про жанр говорю).

У Алисы все было по-другому. Тексты совсем другой направленности, музыка потяжелее - в результате армия фанатов (армия Алиса) была, а вот по-настоящему народной популярности - нет. Все дело в том, что музыку Кино слушают не только их фанаты, но и те, кто далек от русского рока и кто за слово "постпанк" может ненароком ударить в лицо. Вон, у меня есть знакомый, которому песни Цоя нравятся в исполнении дворовых пацанов, а в исполнении самого Цоя не очень. А аудитория Алисы получилась заметно уже - ее слушают именно фанаты.