Найти тему
Дикобраз в пакете

Кто испортил атмосферу или задолженность за воздух (часть 4)

Оглавление

Предыдущую часть читайте здесь

https://unsplash.com/photos/IJTX8aDDMa0
https://unsplash.com/photos/IJTX8aDDMa0

Рупор всегда в руках у сильных

Вышеизложенное и другие принципы Конвенции сформировали то, что стало известно как часть проблемы изменения климата, связанная с социальной справедливостью и равноправием. К сожалению, эти вопросы в значительной степени игнорируются в дискуссиях о климате, ведь тон в них обычно задают богатые нефтедобывающие страны, которых больше всего волнует экономическая эффективность. В каком-то смысле такое положение дел объяснимо, потому что:

  • Богатые страны, такие как США и страны ОПЕК, обеспокоены экономическими последствиями изменения фундаментальных основ своей экономики и образа жизни.
  • Аспект социальной справедливости и равноправия волнует, прежде всего, страны третьего мира. А поскольку они не имеют такого сильного голоса, как богатые страны, когда речь заходит о переговорах, эта озабоченность не слышится, не понимается и не рассматривается как нечто важное.

Ярким примером эгоистичности развитых стран стал отказ США от Киотских соглашений о сокращении выбросов с ссылкой, в частности, на то, что Китай и Индия также должны сократить выбросы.

Но здесь надо учитывать следующее:

  • Бедным странам не хватает значимой помощи для перехода к более чистому развитию;
  • Задолженность и нищета стран третьего мира задерживает устойчивое развитие;
  • Бедные страны, включая Китай и Индию, уже добились разумного сокращения выбросов;
  • Давление со стороны граждан богатых стран, требующих очистить свою окружающую среду, зачастую фактически приводит к перемещению этих грязных отраслей/фабрик в страны третьего мира, где они продолжают производить продукцию на благо или с выгодой для первого мира.

Ни эти, ни многие другие аспекты проблемы не получили подробного освещения, в то время как причины отказа США от Киотского протокола освещались широко. Поэтому понятно, почему многие граждане США скорее согласились бы с позицией администрации по этому вопросу.

Аутсорсинг выбросов углекислого газа

Глобальная торговля является важной особенностью современного мира. Таким образом, производство и глобальное распределение производимой продукции формирует значительную часть общемировых выбросов углекислого газа человеком.

Киотский протокол распределяет выбросы углерода по странам в зависимости от того, где осуществляется производство, а не от того, где потребляется продукция.

В течение многих лет критики Киотского протокола утверждали, что богатые страны, которые передали большую часть своего производства на аутсорсинг развивающимся странам, используют бухгалтерский трюк, чтобы показать большее сокращение выбросов, чем развивающиеся страны. Им в ответ указывалось, что такой аутсорсинг имел место, но эта идея возникла еще до того, как появился Киотский протокол.

Не секрет, что с 1991 года Всемирный банк поощрял активную миграцию грязных отраслей в менее развитые страны, аргументируя это экономической логикой и тем, что качество и продолжительность жизнь там такие низкие, что местное население не заметит, если воздух и вода станут чуть грязнее.

Проблему не хотели решать, ее хотели задвинуть подальше, с глаз долой.

Как результат: увеличения импорта товаров из развивающихся стран компенсировало сокращение выбросов СО2 развитыми странами.

Согласно стандартным данным, развитые страны могут утверждать, что за период с 1990 по 2008 год их коллективные выбросы сократились почти на 2%. Но как только стоимость импорта углерода была добавлена в каждую страну, а экспорт вычтен - истинное изменение составило увеличение на 7%. Если исключить Россию и Украину, которые быстро сократили выбросы CO2 в 1990-е годы из-за экономического коллапса, то рост составит 12%!

Значительная часть роста выбросов в развитых странах мира приходится на США, которые пообещали сокращение выбросов в рамках Киотского протокола на 7%, но затем не ратифицировали протокол. Выбросы в пределах границ увеличились на 17% в период с 1990 по 2008 год - и на 25%, если учитывать импорт и экспорт.

За тот же период выбросы Великобритании снизились на 28 млн. тонн, но с учетом импорта и экспорта внутренний объем выбросов увеличился более чем на 100 млн. тонн. Европа добилась сокращения выбросов CO2 на 6%, но с учетом аутсорсинга это сокращение сводится всего лишь к 1%.

Исследования показывают совершенно иную картину для стран, которые экспортируют более углеродоемкие товары, чем импортируют. Китай, рост которого был обусловлен экспортными отраслями промышленности, обычно характеризуется как крупнейший в мире эмитент CO2, однако с учетом его импорта и экспорта его воздействие снижается почти на пятую часть, что позволяет ему уступать по этому показателю США. На Китай приходится 75% от общего объема выбросов, производимых развитыми странами.

Экономически не выгодная помощь

Средства, которые должны выделить на переход развивающихся стран к более экологичным произоводствам, уже в течение нескольких лет фигурируют в повестке дня переговоров по климату. Промышленно развитые страны, в том числе прогрессивные страны, такие как Дания, уклонились от принятия на себя каких-либо конкретных обязательств, а развивающиеся страны не смогли возложить на них какую-либо ответственность.

Судя по тому, как в настоящее время ведутся переговоры по изменению климата, можно предположить, что развитый мир все повернет так, чтобы использовать земли развивающихся и бедных стран для дальнейшего сокращения выбросов, в то время как у Юга нет подобных вариантов.

Есть серьезные опасения, что инвестиции в поглотители углерода (такие как крупномасштабные лесопосадки) на Юге приведут к тому, что земля будет использоваться за счет местного населения, что ускорит темпы обезлесения, истощит водные ресурсы и повысит уровень бедности. Предоставление Северу права покупать дешевые квоты на выбросы у Юга в рамках проектов, часто носящих эксплуататорский характер, будет представлять собой "углеродный колониализм". Промышленно развитые страны и их корпорации будут собирать низко висячие фрукты (самые дешевые кредиты), оставляя южным странам лишь дорогостоящие варианты обязательств по сокращению выбросов, которые могут потребоваться им в будущем.