Найти в Дзене

Зачем волчок кусает за бочок. Истинная функция колыбельных песен

Если спросить вас в чём задача колыбельных песен, многие ответят - усыпление младенца, логично же! И это правда, но лишь отчасти. Самая главная функция колыбельных была не в этом. Чтобы понять в чём, нам нужно немного отключиться от современной действительности и попробовать погрузиться в мир наших предков. Ведь люди 500-1000 лет назад, жили совершенно в другой действительности! Их мир был маленьким, тесным, часто ограниченным только пределами своей деревни. А мир женщины был особенно статичным и замыкался в пределах дома, хозяйства, семьи. Дальше было незнакомое, враждебное пространство. Все вокруг было наполнено образами и смыслами. Предметы были не просто предметами, а обладали духом. Все что приходило извне требовало периода адаптации освоения, принятия. Младенец был пришельцем из неведомого, потустороннего, он еще не был полностью своим, поэтому был очень подвержен влиянию злых духов. Первые сорок дней ребенок находился только с матерью и никто, даже члены семьи не видели и не к
Картинка взята из открытых источников в интернете
Картинка взята из открытых источников в интернете

Если спросить вас в чём задача колыбельных песен, многие ответят - усыпление младенца, логично же! И это правда, но лишь отчасти. Самая главная функция колыбельных была не в этом.

Чтобы понять в чём, нам нужно немного отключиться от современной действительности и попробовать погрузиться в мир наших предков. Ведь люди 500-1000 лет назад, жили совершенно в другой действительности! Их мир был маленьким, тесным, часто ограниченным только пределами своей деревни. А мир женщины был особенно статичным и замыкался в пределах дома, хозяйства, семьи. Дальше было незнакомое, враждебное пространство. Все вокруг было наполнено образами и смыслами. Предметы были не просто предметами, а обладали духом. Все что приходило извне требовало периода адаптации освоения, принятия.

Картинка взята из открытых источников в интернете
Картинка взята из открытых источников в интернете

Младенец был пришельцем из неведомого, потустороннего, он еще не был полностью своим, поэтому был очень подвержен влиянию злых духов. Первые сорок дней ребенок находился только с матерью и никто, даже члены семьи не видели и не контактировали с ним.

Давайте вспомним текст песенки:

Баю баюшки баю, не ложися на краю

Придет серенький волчок и ухватит за бочок

Он утащит во лесок

Под ракитовый кусток

Здесь каждое слово несет глубокий смысл. Что ни слово, то символ!

Не ложися на краю. Край – опасное пограничное место, которое символизирует переход в другой мир, другое пространство. Но мало того, что ребенок находится на краю в опасности, еще и прибегает серый волк, хватает за бочок и уносит. Волк является проводником.

Васнецов Иван царевич на сером волке Картинка взята из открытых источников в интернете
Васнецов Иван царевич на сером волке Картинка взята из открытых источников в интернете

Здесь мы видим параллель со сказкой. Помните как волк переносит Ивана царевича в другое потустороннее пространство, помогает ему. Здесь волк тоже переносит ребенка в лес, по сути враждебный чужой мир. Волк у многих народов был сакральным кое где тотемным животным. Шкура, зубы, внутренности волка обладали магическими свойствами, использовались как оберег. У сербов бытовал обряд продевания младенца через волчью челюсть что бы оберечь его от всякого зла и болезней. В колыбельной мы видим что волчок кусает за бочок. По сути происходит то же самое. И в том и в другом случае ребенок оказывается в волчьей пасти, но этот момент трактуется по разному. У сербов это исцеляющий момент, у русских наоборот, губительный.

Жанр колыбельных песен в русской традиции многогранный. Помимо обережной функции были и другие, не менее важные. Разберём их в следующий раз.

А вы поёте колыбельные песни своим детям? Если да, то какие?

Источники:

Ресурс "Википедия"

Костомаров "Русские колыбельные песни"

#колыбельные#песни#ребёнок#сон#волчок