Ариман - это злой дух ранней иранской религии, зороастризма и зорванизма, Повелитель тьмы и хаоса, источник человеческого смятения, разочарования и раздоров. Он также известен как Ангра Майнью (злой дух или темный дух) и существует в оппозиции к Спента Майнью (хороший дух или светлый дух), также известный как Ахура Мазда и Ормузд.
В ранней персидской политеистической религии Ахура Мазда был царем богов и создателем мира, а Ангра Майню/Агриман, повелитель легионов демонов, его противник. После реформ Зороастризма (ок. 1500-1000 гг. до н.э.), приведших к монотеистической религии зороастризма, Ахура Мазда стал единственным истинным богом, а все остальные божества эманации и аватары его власти, но Ариман остался источником и воплощением зла.
Зороастризм заменил прежнюю систему верований и был принят Ахеменидской империей (ок. 550-330 гг. до н.э.). В какой-то момент поздней истории империи (или гораздо раньше, по мнению некоторых ученых) возник вопрос о том, как Ахриман - а значит, и зло - мог существовать в мире, созданном всемогущим, всемогущим божественным существом.
Ответ на этот вопрос дал зорванизм (часто называемый еретической сектой зороастризма), который сделал Зорвана, миноритарного бога времени в ранней иранской религии, высшим существом и повелителем бесконечного времени.
Зорван породил и Ахуру Мазду, и Ахримана, и, следовательно, Ахура Мазда не была ответственна за зло; зло было результатом собственного выбора Ахримана преследовать противоположность Конечному Добру.
Считается, что фигура Аримана, противника божественного добра и возбудителя раздоров, повлияла на создание подобных сверхъестественных сущностей в более поздних религиях, таких как сатана в иудаизме, дьявол в христианстве и иблис в исламе.
АХРИМАН ПОЯВЛЯЕТСЯ В ЗОРОАСТРИЙСКИХ ТЕКСТАХ БЕЗ ВВЕДЕНИЯ, КАК БУДТО АУДИТОРИЯ УЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ С НИМ ЗНАКОМА.
Ранняя иранская религия развивалась в регионе, известном как Большой Иран (Кавказ, Средняя Азия, Южная Азия и Западная Азия) до III тысячелетия до н.э., когда одна ветвь мигрирующего народа (известная как арии, означающая "благородный" или "свободный") поселилась в "земле ариев", в Иране.
Их религия была политеистической и сохранялась через устные традиции, передавалась из поколения в поколение через рассказы, ритуалы и традиции.
Эта система верований была реформирована пророком Зороастером, который переосмыслил прежних богов и создал новую религию - зороастризм, которая была монотеистической.
Эта вера также поддерживала устную традицию, которая не была привержена письму до времен Сасанидской империи (224-651 гг. н.э.), и большая часть того, что известно о ранней иранской религии, происходит из зороастрийских текстов, таких как "Авеста", "Бундахин", "Денкард", и Вендидад, в котором упоминаются ранние боги и истории - теперь известные как древняя персидская мифология - о том, как появился мир, люди и боги, а также Шахнамех (Книга царей), сборник легенд и мифов, и другие произведения.
Ахриман появляется в зороастрийских текстах без введения, как будто зрители уже должны быть с ним знакомы, несомненно, перенос из ранней устной традиции. Поэтому у него нет ни истории происхождения, ни развития, и он впервые появляется настолько развитым, насколько он когда-либо будет развит.
Ученый Джон Р. Хиннелс описывает природу Аримана:
Он - демон демонов, и обитает в бездне бесконечной тьмы на севере, традиционном доме демонов. Невежество, вредоносность и беспорядок являются характеристиками Аримана. Он может изменять свою внешнюю форму и выглядеть ящерицей, змеей или юношей. Его целью всегда является уничтожение творения [Ахура Мазда], и с этой целью он следует за творением Творца, стремясь его испортить. Так как Ахура Мазда создает жизнь, Ариман создает смерть; для здоровья он производит болезни; для красоты, уродства. Все человеческие недуги полностью связаны с Ариманом.
Ранняя религия утверждала, что мир был создан Ахура Маздой в семь шагов:
- Небо
- Вода
- Земля
- Растения
- Животные
- Человеческие существа
- Огонь
Небо было сферой, в которую Ахура Мазда заливала воду, а затем разделяла воды с землей и распространяла растительность по суше. Затем он создал Гаваеводту, Изначального Быка (также названного "уникальным созданным быком" Изначальным Быком, и Изначального Окса), который был настолько прекрасен, что Ахриман убил его.
Ариман убил Гаваеводту не по какой-то конкретной причине; он сделал это просто потому, что хотел и мог. Это событие характеризует все последующие действия Ахримана, как и реакцию Ахуры Мазды.
Продолжение читайте в следующей статье!