Найти в Дзене
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ

90-е: Народ с голоду дох без зарплаты, а выпуск продукции никого не интересовал – кроме кучки упёртых советских директоров.

Глава 2.

Фото из Яндекс-Коллекции.
Фото из Яндекс-Коллекции.

... Сложность в том, что за «Алюминием» и «Золотом» стоят серьёзные люди, которые оказывают воздействие на членов контрольной комиссии – тут ещё оказались не отбиты шальные суммы с ГКО; и «Алюминий» с «Золотом» просто отдают долг.

− Но ведь ГКО прикрыли ещё в 90-е!

− Долги никто не отменял, и проценты капают, – тут ушла и чёткость голоса, но Бахметов удивительным образом понимал каждое слово собеседника. – Россию держат кости мертвецов из гробов 90-х. Тогда заплатили миллиарды за реформы – вот и приходится их тянуть в XXI век. А народ затылок чешет – чего, например, вводят абсолютно идиотский ЕГЭ, и гробят некогда самое передовое образование в мире, − засмеялся голос в пустом кабинете – мебель уже пропала вместе с собеседником. − Так кто-то когда-то деньги заплатил – а ты отдай!

− А что там вышло с ГКО? – спросил через силу Бахметов, или ему показалось, что спросил.

− Не захватили этот бред? Было на что посмотреть. Выпустили кучу ценных бумаг на гиганты индустрии, и деньгами гоняли их по кругу – покупая-продавая ежедневно. Народ на предприятиях с голоду дох без зарплаты годами, а выпуск продукции уже никого не интересовал – ну, может, кроме кучки упёртых советских директоров, – поскольку шёл процесс приватизационного захвата комплексов и даже отдельных цехов. А раз предприятие встало, и не даёт признаков жизни, то и цена на него уже не та, что могла бы быть в состоянии расцвета потенций. Бумагу на орденоносную гордость советской промышленности продают за смешные миллионы, а вчера-то всё это хозяйство стоило миллиарды и миллиарды! И будет стоить после покупки. Ловко?

Правительство само живёт в долг, и от всех отмахивается руками – делайте, что хотите; а министры инсайдом зарабатывают на купле-продаже. Кредиты Запада директивно толкают на поддержание рынка ГКО; многие завязаны договорными обязательствами – кто кому давал денег в долг – а ведь это миллионы, – на покупку заводов; а кто кого кинул вольно или невольно после августовского дефолта. Короче, друг другу должны – деньги или помощь за выуживание своих обесценивающихся денег в день замораживания счетов в банках. Ну, и руки чьи сильно нагрелись во всей этой галиматье покупке недвижимости и в переводе рублей в доллары – впрочем, всё как обычно.

Давайте о нашем деле, – уже забывшийся образ носителя голоса стал материализоваться в широкое лицо со складками загорелых щек. – В комиссии есть люди, от позиции которых зависит окончательный вердикт. Я мог бы поспособствовать, так сказать, принятию нужных решений, но для этого мне нужны веские гарантии со стороны Раевского. Вы меня понимаете? – Бахметов кивал в ответ, думая о том, что ещё год назад он и предположить не смог, что с ходу бы понял подобный намёк...

АЛЕКСАНДР АЛАКШИН. МОСКОВСКИЙ РОМАН. СПб., 2014. С. 232–233.