«Истерики» или «нервные срывы» при аутизме могут быть пугающими и для окружающих, и для самого человека. Психолог и педагог Лиза Роджерс предлагает следующую шпаргалку о том, что делать и не делать во время истерики у ребенка с аутизмом.
Изменения в привычном распорядке дня, неожиданные события или чрезмерная сенсорная стимуляция могут перегрузить нервную систему при аутизме и вызвать «истерику» или «нервный срыв». Во время нервного срыва ребенок или взрослый с аутизмом или синдромом Аспергера временно теряет контроль над собой из-за слишком сильной эмоциональной реакции на события в окружающей среде. Если это действительно нервный срыв, а не привычное проблемное поведение, то его причина – совокупность факторов в окружающей среде, а не какое-то одно конкретное событие.
Для профилактики нервных срывов важно учить аутичного ребенка техникам эмоциональной саморегуляции, а также тому, как сообщать о своем состоянии окружающим, не «доходя» до истерики. Здесь же мы поговорим о том, как себя вести, если истерика уже происходит.
Сначала я опишу, что НЕ надо делать. Думаю, что лучше всего это объяснит тот, кто реально переживал нервный срыв при аутизме. Ниже приводится отрывок из письма Джона Скотта – молодого человека, у которого диагностирован синдром Аспергера.
Истерика при аутизме: что НЕ надо делать
Мои нервные срывы могут быть очень пугающими и шокирующими для окружающих. Я очень много работаю, чтобы поддерживать впечатление компетентного и собранного человека в течение всего дня, так что, если я «срываюсь», окружающие в шоке от того, насколько я могу быть «аутичным». Я плачу, кричу, трясу кистями рук, могу даже ломать вещи и бить себя кулаками по голове. Я не нашел идеального способа, как справиться с такими истериками, но я точно знаю, от чего они могут стать хуже:
- НЕ злитесь на меня и не повышайте на меня голос, поддерживайте внешнее спокойствие. Аутичные истерики могут пугать окружающих, но когда они на пике – это чистая психологическая пытка для того, кто их испытывает. Я чувствую себя словно в зоне военных действий, я буквально боюсь за свою жизнь. Все мои чувства словно в огне, я почти себя не контролирую. Любые проявления сильных эмоций от других людей воспринимаются мною как угроза. Они лишь приведут к эскалации ситуации.
– НЕ пытайтесь удерживать меня физически. Я понимаю, что мой нервный срыв может пугать – я взрослый мужчина ростом метр восемьдесят. Но, пожалуйста, помните, что я сейчас боюсь больше, чем вы. Я никогда не причиню намеренного вреда другому человеку, но если проявить ко мне враждебность или применить ко мне силу, то я могу потерять остатки самоконтроля.
– НЕ спрашивайте меня, что не так. Поверьте, если я бьюсь головой о стену, то мне не до дискуссий о том, на что я так остро реагирую.
– Самое главное, НЕ говорите мне «просто успокоиться». Поверьте, я бы давно успокоился, если бы мог. Не надо унижать меня предположением, что я смогу контролировать себя, если буду больше стараться. Это лишь сделает плохую ситуацию в десять раз хуже.
- Не ожидайте, что я смогу что-то объяснить устно. Последний пункт – не требуйте, чтобы я просто «сказал это словами». Когда мозг входит в режим нервного срыва моя способность выражать мысли словесно резко снижается, а то и исчезает совсем.
Хорошо, так что же НАДО делать?
- Проследите за физической безопасностью. Очень важно сделать все возможное, чтобы человек был в физической безопасности. Уберите все, что может сломаться из непосредственной близости, если человек бьется головой, то положите под нее подушку или свернутую одежду.
- Проследите, чтобы никто не находился рядом с человеком. Если в непосредственной близости от ребенка есть другие люди, попросите их отойти или уйти. Следите, чтобы рядом никого не было.
- Помогите ребенку уйти в тихое место или уменьшите стимуляцию из окружающей среды. В некоторых случаях лучшая помощь – помочь ребенку «сбежать» от стимуляции в окружающей среде. Если это возможно, можно убавить свет, выключить громкое оборудование, занавесить окна и так далее. Полезно заранее определить тихую комнату или другое безопасное место (зона разгрузки в классе, свободный кабинет и т. д.) и помочь человеку уйти туда на время. Однако на пике самом нервного срыва человеку может быть сложно перейти в новое место.
- Предложите ребенку варианты занятий для успокоения, используйте визуальную поддержку, чтобы помочь ему сделать выбор. Во время нервного срыва ребенок в первую очередь нуждается в возможности расслабиться и постепенно успокоиться. Ваша задача – вести себя терпеливо и спокойно, чтобы поддержать этот процесс. Предложите ребенку на выбор варианты занятий, которые позволят ему расслабиться. Даже если ребенок хорошо говорит, во время истерики он может потерять эту способность, так что предложите ему варианты с помощью визуальной поддержки – например, карточек на «доске выбора». Если ребенок не в состоянии сделать выбор, то сделайте его сами, покажите, что он сейчас будет делать и перенаправьте его на это занятие. Варианты таких занятий нужно подготовить заранее и держать под рукой. Это не должны быть самые интересные или приятные для ребенка занятия, достаточно, чтобы они могли «переключить» его и помочь расслабиться. Например, он может сидеть в тихом месте и слушать музыку, читать одну из любимых книг, рисовать.
Как вы можете видеть, не так уж много можно сделать в ответ на нервный срыв. Главное, не допустить эскалации и позволить ему закончиться. Именно поэтому важно направлять как можно больше усилий на обучение саморегуляции и профилактику сенсорных перегрузок.
Поддержать людей с аутизмом и их близких в России можно по ссылке: https://autism.help