Найти в Дзене
Sam Winchester

Игра Престолов это не фантазия, а предупреждение

Оглавление

Все это время речь шла о нашем собственном будущем

Я с нетерпением ждал финального сезона "Игры престолов" и его странной смеси вымышленной средневековой Британии, сверхъестественных монстров и порнографии. В течение нескольких сезонов сюжет набирал скорость и фокус, в то время как порнография исчезла, и—как это ни невероятно—мы также можем обнаружить, что фантастическая история Джорджа Р. Р. Мартина имеет послание. Возможно, мы сможем объяснить его огромный успех, рассмотрев, как на подсознательном, сказочном уровне он решает самую глубокую проблему человечества.

Я хочу верить, что моя интерпретация-это нечто большее, чем жалкая попытка узаконить все эти часы пассивного просмотра телевизора. Подобно тому, как великий антрополог Клод Леви-Стросс сумел разоблачить центральные проблемы конкретных индейских народов, анализируя их мифы, мы можем анализировать наши собственные сказки, чтобы выявить противоречия и кажущиеся неразрешимыми дилеммы, терзающие наше подсознание.

То, что Леви-Стросс называл “мифемами”, есть абстракции центральных элементов историй—основных тем, которые выражают их сущностные послания. Используя его метод расчленения мифов, мы можем обнаружить скрытые смыслы в фантастике и научной фантастике. И эти мечтательные миры говорят нам о нас самих больше, чем мы обычно осознаем.

Например, блокбастеры режиссера Джеймса Кэмерона "Чужие" (1986) и "Аватар" (2009) отразили фундаментальную трансформацию преобладающего мировоззрения кинозрителей. За четверть века, разделявшую эти два фильма,все признаки природы, разнообразия и технологии поменялись местами. В финальной сцене инопланетян Сигурни Уивер-внутри машины, которая дает ей сверхчеловеческую силу, - сражается с чудовищным организмом с другой планеты. С помощью техники она побеждает злую природу. Монстр из космоса символизирует неукротимое и угрожающее биологическое разнообразие. Только с помощью машины человечество может выжить.

-2

Два десятилетия спустя эти роли поменялись местами. Заключительная сцена в "Аватаре" вместо этого показывает злого капиталиста мужского пола, одетого в подобную технологическую броню, побежденного доброжелательной природой. Вся экосистема планеты Пандора мобилизована на борьбу с эксплуататорами-людьми. Теперь это машины, а не монстры, которые приходят с другой планеты. В этой истории технология проигрывает битву с природой. Только остановив машину, природа может выжить.

Ископаемая энергия находится в состоянии войны с самой жизнью

Подобный анализ показывает реальную угрозу воюющим средневековым королевствам на воображаемом Мартином континенте Вестерос. Армия белых Ходячих мертвецов, угрожающая уничтожить мир людей, сопровождаемая продолжающимся изменением климата ("приближается зима"), является аллегорическим представлением ископаемого топлива. Сегодня энергия, которая движет нашу технологическую цивилизацию, происходит от бесчисленных миллиардов мертвых организмов, чьи потухшие искры были похоронены в земной коре. Эта метафора вовсе не надуманна: в обоих случаях ископаемая энергия находится в состоянии войны с самой жизнью.

Страх перед смертоносными трупами Ночного Короля можно было, конечно, истолковать просто как экзистенциальный страх смерти, который мог бы объединить всех людей. Но связь между мертвой армией и изменением климата достаточно отчетлива, чтобы сделать более убедительной политическую аллегорию. Силы, оживляющие мертвых существ, грозят привести к краху цивилизации в целом, за пределы жизни отдельных людей. Как сказала Дейенерис ставший рыцарем контрабандист Давос Сиворт: "если мы не отбросим нашу вражду и не объединимся, мы умрем. И тогда уже не имеет значения, чей скелет сидит на Железном Троне."

-3

Хотя интуиция, что приближающаяся зима Белых Ходоков может рассматриваться как метафора изменения климата, может быть довольно широко распространена среди последователей "Игры престолов", буквальное отождествление мертвой (ископаемой) энергии как смертельной угрозы человечеству, по-видимому, ускользнуло от большинства анализов. Армия зомби пробуждает в современном обществе запас машин, оживленных давно умершей неорганической энергией в виде угля, нефти или газа. Как и досовременные люди, столкнувшиеся с такими техническими хитросплетениями, жители Вестероса потрясены магической способностью мертвых объектов двигаться и вести войну с живыми.

Послание Джорджа Р. Р. Мартина состоит в том, что непрерывная человеческая конкуренция за власть должна быть отброшена в сторону совместными усилиями, чтобы победить угрозу со стороны армии мертвых. Послание из "Игры престолов" кажется знакомым и актуальным в то время, когда человечество подсознательно борется со своей парадоксальной способностью сметать климатический кризис под ковер, одновременно занимаясь всем остальным. Как и во сне, мы пытаемся понять противоречие между нашим осознанием приближающейся катастрофы и нашей замечательной способностью игнорировать ее. Сны и фантазии побуждают нас размышлять о вещах, которые мы подавляем. В этом смысле "Игра Престолов" - это сказка для нашего времени.