Твит рецензия: Если бы Владимир Набоков родился в Японии и писал на корейском.
У меня дилемма, большая и, наверняка, не разрешимая. Фильм особо хвалить не хочется – не впечатлил. Есть, правда, небольшой нюанс – картина раздражает консервативную и более старшую публику, а значит, что-то интересное и важное в ней есть. Искусство должно вызывать эмоции. Мне необходимо постараться и не превратиться в адвоката для фильма “Мой мужчина”.
Понимание эротического и насильственного в азиатских культурах совершенно отличное от нашего. Если европейцам и американцам под влиянием христианства что-то кажется пошлым, почти порнографичным, то азиатам, а особенно японцам, всего-то намеком на продолжение. С насилием все еще сложнее. Азиатский кинематограф, вообще, выход в мир через него нашел. Европейское и голливудское кино в свете всяких ограничений давно и почти окончательно избавилось от насилия и секса. Редкий фильм не постесняется показать жестокость. На этом фоне и возрос азиатских откровений киноязык.
Режим адвоката: не надо обвинять кино в безнравственности и излишней жестокости. По меркам Японии все на достаточно приличном уровне.
По традиции японский фильм может похвалиться своими красками, художественными кадрами, яркими няшными девушками и периодическим сюрреализмом. Это привычно, но всё же, очень приятно смотреть. “Мой мужчина” старается преподнести на новом эмоциональным уровне очередные запретные чувства. Иногда это удается, но зачастую режиссер устремляется в какие-то неведомые дали. В общем, молчит и смотрит на океан, а не на зрителя.
Работа со зрителем проводится постоянно. Начиная с первых кадров и неожиданного предсказания будущего, с помощью монтажных врезок монтажом и музыкой для концентрации внимания. С другой стороны, периодически исчезают какие-то сюжетообразующие сцены. Постановщик оправдывает это желанием дать зрителям возможность рассуждать самостоятельно о событиях и действиях. Подход не всегда оправдан и влечет потерю внимания у смотрящих кино.
Авторам фильма удалось то, чего не может добиться русское кино на протяжении последнего десятилетия. У них получилось показать дно японского общества и не скатиться в чернуху. Они даже не используют любимую в России чернушную эстетику. Здесь красота не условна, она понятна каждому в независимости от воспитания и образования.
Желание экранизировать скандальный роман естественно, но нужно обладать еще и каким-то внутреннем огнем, гореть историей. Этого в фильме очень не хватает. Некоторые решения, очевидно, продиктованы скорее знанием навыков, ремесленничеством, чем необходимостью сюжета или эмоциональным посылом. Такие решения раздражают и делают фильм менее смотрибельным.
Режим адвоката: неожиданно узнал, что тема кровосмешения для Японии табуированна. Ее избегают. Наверное, режиссеру захотелось утереть нос более известным коллегам.
Неоднозначной фильм. Он старается бороться с предрассудками, но уходит в эстетику; старается рассказать о сложных отношениях и табу, но теряется в метафорах. На мой взгляд, “Мой мужчина” запомнится надолго последней сценой, которая кроме того, что очень красива, порождает множество мнений.