Найти тему
Студия «Тихая»

Не повинуюсь!

Сегодня в рамках рубрики #эскизмы мы делимся с вами небольшой статьей Артема Филатова о своей шелкографии «Non serviam!», выпущенной в 2016 году, а так же показываем ранее неопубликованные графические листы. Художник рассуждает об образе неповиновения и рассматривает его корни в литературе.

«Ah non, par exemple! Игры воображения! Мне все или ничего.
Non serviam!»

Такие слова дал писатель Джеймс Джойс своему протагонисту – Стивену Дедалу в романе «Улисс» (1914—1921). В более раннем произведении «Портрет художника в юности» (1907—1914), молодой Стивен говорит:

«Я не буду служить тому, во что я больше не верю, даже если это моя семья, родина или церковь. Но я буду стараться выразить себя в той или иной форме жизни или искусства так полно и свободно, как могу, защищаясь тем оружием, которое считаю для себя возможным, – молчанием, изгнанием и хитроумием.»
"Non Serviam!" (2016) одноцветная ручная шелкография
бумага Canson Edition Antique 250 г/м2
42x59,4 см
Тираж: 13 копий
"Non Serviam!" (2016) одноцветная ручная шелкография бумага Canson Edition Antique 250 г/м2 42x59,4 см Тираж: 13 копий

Писатель и сам прибегал к этому «оружию». Поступив в иезуитский Клонгоуз, но закончив католический колледж Бельведер, он воспитал в себе антиклерикальные взгляды, которые повлияли на его отношения с обществом и даже семьей. Большую часть жизни Джойс провел в эмиграции, в дали от родной Ирландии. Главный переводчик трудоемкого «Улисса», Сергей Хоружий, благодаря которому издание полностью вышло на русском языке, в своей книги «"Улисс" в русском зеркале» очень точно изобразил Джойса (грамматика и пунктуация автора):

«В своём максимализме люциферическая установка […] преодолевает постмодернизм. Она несёт в себе желанный для всякого художника трансцензус, порыв за пределы вторичного, артефактного мира. Однако трудно дать простую оценку таковому порыву. Устрояемая художником «родимая тьма», предмирная склубленность текста-тартара может быть античным меоном: рождающим лоном, из которого оплодотворяющим актом читателя — сотворца рождены будут мир и смысл. Или она может быть уконом и тогда прорыв — не к первозданной реальности и подоенному бытию, а только лишь в чистое небытие, ничто. Сатанизм заключает в себе самоубийственность: уход автора или, что то же, его труда, в полную невоспринемаемость и тотальную изоляцию, ergo — в несуществование. Как всегда в искусстве, судьбу и ценность творения решает баланс, тонкое равновесие начал.»

«Non serviam!» (с лат. Не повинуюсь!) по легенде произносит архангел Сатанаил перед своим свержением на землю. В этом образе запечатлен не только свободолюбивый писательский дух, но и слои культуры, сложные отношения между индивидуумом и более глобальными, неравноправными силами, а так же конфликт, с которого начинается истинно "человеческий" дух, выраженный в одной фразе. Мы можем увидеть похожую идею в «Потерянном рае» (1667) Джона Мильтона, отстаивавшего в свое время свободу слова и печати, у Шелли, Блейка и Байрона и, конечно, у Шарля Бодлера. В конечном счете, Анатоль Франс пишет «Восстание ангелов» (1914), используя теологическую метафору Сатаны как силы движущей желанием свободы, а война на небесах становится метафизической баталией против тирании.

Эскиз к шелкографии "Non serviam!" (2016)
35,5x25 см. Уголь, карандаш, капиллярная ручка, бумага
Доступна для приобретения в подборке мастерской "Тихая"
Эскиз к шелкографии "Non serviam!" (2016) 35,5x25 см. Уголь, карандаш, капиллярная ручка, бумага Доступна для приобретения в подборке мастерской "Тихая"

Я прочитал «Улисс» в 2011 году и фразу «Non serviam!» почерпнул именно оттуда. Через семь лет, когда я жил месяц в Швейцарии, во время резиденции я часто приезжал в Цюрих, где Джойс писал большую часть «Улисса». Я работал в библиотеке Фонда Джеймса Джойса, спрашивал у хранителя архива необходимые издания на английском языке о его пребывании в Швейцарии, а так же посетил могилу писателя на старом кладбище Флунтерн.

По моему мнению, указанный выше образ падшего ангела безотносительно актуален. Он не упрощает картину мира, не делит все на белое и черное, а дает пространство для личного выбора, а значит альтернативу, третий вариант – хоть «молчание, изгнание или даже хитроумие». Когда я готовил эскизы к шелкографии в 2016 году, мне хотелось изобразить странное, запутанное состояние. Я старался соединить воедино миф об Икаре и поверженном архангеле. Оба героя оканчивают свой путь одинаково в падении, начав свой путь совершенно по-разному: один на небесах, другой на земле. Один стремился вверх, другой, из-за неповиновения, скинут вниз.

Эскизы к шелкографии состояли из нескольких графических работ, которые в итоге соединялись в одно произведение. Все части были нарисованы на зернистой бумаге, чтобы уголь и карандаш при переносе на печатную форму создавали живую фактуру. Отдельно была создана главная фигура, графический лист с которой сейчас доступен для приобретения в подборке мастерской "Тихая", а так же лист с фоном. Многие штудии разбросаны по клочкам бумаги и блокнотам, на самостоятельном листе были нарисованы звезды и перья, которые так же были смонтированы в одну композицию для шелкографии. Процесс печати шелкографии был задокументирован на видео.

Отдельные эскизы к шелкографии "Non serviam!"(2016)
Отдельные эскизы к шелкографии "Non serviam!"(2016)

Я трепетно отношусь к латинским выражениям. В них чарует не только мертвый язык, но и монументальная укорененность, неподвижность. Во время работы я решил осознано подойти к выбору типографской гарнитуры. Мне очень понравилась история о шрифте Doves (по ссылке документальное видео), литеры которого были утоплены одним из своих создателей в Темзе в начале XX века, чтобы избежать использование гарнитуры в новых механических печатных машинах. Долгое время шрифт считался утерянным, пока команда специалистов не вычислила с какого моста были выброшены литеры, и куда они могли приплыть по течению. Ранее утерянный шрифт был полностью восстановлен по оригинальным лекалам. Эта история стала хорошей аллюзией на ручной труд, использовавшийся при печати шелкографии.

Блокнот с эскизами руки к шелкографии "Non serviam!"(2016)
Блокнот с эскизами руки к шелкографии "Non serviam!"(2016)

Хотелось бы закончить мой небольшой экскурс цитатой из «Потерянного рая» Мильтона. По сюжету ангел Аркадий (Arcade) спускается на землю для изучения философии и истории вместе с этим ищет возможности заново собрать легион Люцифера чтобы свергнуть нетерпимого единовержца — Бога. После того, как Сатана свершает победу он говорит:


«Друзья, — сказал великий архангел, — не станем завоевывать небо. Довольно того, что это в наших силах. Война порождает войну, а победа — поражение.
Побежденный бог обратится в Сатану, победоносный Сатана станет богом. Да избавит меня судьба от такой страшной участи! Я люблю ад, взрастивший мой дух, люблю землю, которой мне удалось принести немного добра, если только это возможно в ужасном мире, где все живет убийством. Ныне благодаря нам старый бог лишился земного владычества, и все мыслящее на земном шаре не хочет знать его или же презирает. Но какой смысл в том, чтобы люди не подчинялись Иалдаваофу, если дух его все еще живет в них, если они, подобно ему, завистливы, склонны к насилию и раздорам, алчны, враждебны искусству и красоте? Какой смысл в том, чтобы они отвергли свирепого демиурга, раз они отказываются слушать дружественных демонов, несущих им познание истины,— Диониса, Аполлона и Муз? Что же касается нас, небесных духов, горних демонов, то мы уже уничтожили Иалдаваофа, нашего тирана, если победили в себе невежество и страх.»

Спасибо!

Читайте новые материалы от мастерской «Тихая» в нашем Telegram канале — https://tele.gg/Silenceworkshop