Сегодня в рамках рубрики #эскизмы мы делимся с вами небольшой статьей Артема Филатова о своей шелкографии «Non serviam!», выпущенной в 2016 году, а так же показываем ранее неопубликованные графические листы. Художник рассуждает об образе неповиновения и рассматривает его корни в литературе.
«Ah non, par exemple! Игры воображения! Мне все или ничего.
Non serviam!»
Такие слова дал писатель Джеймс Джойс своему протагонисту – Стивену Дедалу в романе «Улисс» (1914—1921). В более раннем произведении «Портрет художника в юности» (1907—1914), молодой Стивен говорит:
«Я не буду служить тому, во что я больше не верю, даже если это моя семья, родина или церковь. Но я буду стараться выразить себя в той или иной форме жизни или искусства так полно и свободно, как могу, защищаясь тем оружием, которое считаю для себя возможным, – молчанием, изгнанием и хитроумием.»
Писатель и сам прибегал к этому «оружию». Поступив в иезуитский Клонгоуз, но закончив католический колледж Бельведер, он воспитал в себе антиклерикальные взгляды, которые повлияли на его отношения с обществом и даже семьей. Большую часть жизни Джойс провел в эмиграции, в дали от родной Ирландии. Главный переводчик трудоемкого «Улисса», Сергей Хоружий, благодаря которому издание полностью вышло на русском языке, в своей книги «"Улисс" в русском зеркале» очень точно изобразил Джойса (грамматика и пунктуация автора):
«В своём максимализме люциферическая установка […] преодолевает постмодернизм. Она несёт в себе желанный для всякого художника трансцензус, порыв за пределы вторичного, артефактного мира. Однако трудно дать простую оценку таковому порыву. Устрояемая художником «родимая тьма», предмирная склубленность текста-тартара может быть античным меоном: рождающим лоном, из которого оплодотворяющим актом читателя — сотворца рождены будут мир и смысл. Или она может быть уконом и тогда прорыв — не к первозданной реальности и подоенному бытию, а только лишь в чистое небытие, ничто. Сатанизм заключает в себе самоубийственность: уход автора или, что то же, его труда, в полную невоспринемаемость и тотальную изоляцию, ergo — в несуществование. Как всегда в искусстве, судьбу и ценность творения решает баланс, тонкое равновесие начал.»
«Non serviam!» (с лат. Не повинуюсь!) по легенде произносит архангел Сатанаил перед своим свержением на землю. В этом образе запечатлен не только свободолюбивый писательский дух, но и слои культуры, сложные отношения между индивидуумом и более глобальными, неравноправными силами, а так же конфликт, с которого начинается истинно "человеческий" дух, выраженный в одной фразе. Мы можем увидеть похожую идею в «Потерянном рае» (1667) Джона Мильтона, отстаивавшего в свое время свободу слова и печати, у Шелли, Блейка и Байрона и, конечно, у Шарля Бодлера. В конечном счете, Анатоль Франс пишет «Восстание ангелов» (1914), используя теологическую метафору Сатаны как силы движущей желанием свободы, а война на небесах становится метафизической баталией против тирании.
Я прочитал «Улисс» в 2011 году и фразу «Non serviam!» почерпнул именно оттуда. Через семь лет, когда я жил месяц в Швейцарии, во время резиденции я часто приезжал в Цюрих, где Джойс писал большую часть «Улисса». Я работал в библиотеке Фонда Джеймса Джойса, спрашивал у хранителя архива необходимые издания на английском языке о его пребывании в Швейцарии, а так же посетил могилу писателя на старом кладбище Флунтерн.
По моему мнению, указанный выше образ падшего ангела безотносительно актуален. Он не упрощает картину мира, не делит все на белое и черное, а дает пространство для личного выбора, а значит альтернативу, третий вариант – хоть «молчание, изгнание или даже хитроумие». Когда я готовил эскизы к шелкографии в 2016 году, мне хотелось изобразить странное, запутанное состояние. Я старался соединить воедино миф об Икаре и поверженном архангеле. Оба героя оканчивают свой путь одинаково в падении, начав свой путь совершенно по-разному: один на небесах, другой на земле. Один стремился вверх, другой, из-за неповиновения, скинут вниз.
Эскизы к шелкографии состояли из нескольких графических работ, которые в итоге соединялись в одно произведение. Все части были нарисованы на зернистой бумаге, чтобы уголь и карандаш при переносе на печатную форму создавали живую фактуру. Отдельно была создана главная фигура, графический лист с которой сейчас доступен для приобретения в подборке мастерской "Тихая", а так же лист с фоном. Многие штудии разбросаны по клочкам бумаги и блокнотам, на самостоятельном листе были нарисованы звезды и перья, которые так же были смонтированы в одну композицию для шелкографии. Процесс печати шелкографии был задокументирован на видео.
Я трепетно отношусь к латинским выражениям. В них чарует не только мертвый язык, но и монументальная укорененность, неподвижность. Во время работы я решил осознано подойти к выбору типографской гарнитуры. Мне очень понравилась история о шрифте Doves (по ссылке документальное видео), литеры которого были утоплены одним из своих создателей в Темзе в начале XX века, чтобы избежать использование гарнитуры в новых механических печатных машинах. Долгое время шрифт считался утерянным, пока команда специалистов не вычислила с какого моста были выброшены литеры, и куда они могли приплыть по течению. Ранее утерянный шрифт был полностью восстановлен по оригинальным лекалам. Эта история стала хорошей аллюзией на ручной труд, использовавшийся при печати шелкографии.
Хотелось бы закончить мой небольшой экскурс цитатой из «Потерянного рая» Мильтона. По сюжету ангел Аркадий (Arcade) спускается на землю для изучения философии и истории вместе с этим ищет возможности заново собрать легион Люцифера чтобы свергнуть нетерпимого единовержца — Бога. После того, как Сатана свершает победу он говорит:
«Друзья, — сказал великий архангел, — не станем завоевывать небо. Довольно того, что это в наших силах. Война порождает войну, а победа — поражение.
Побежденный бог обратится в Сатану, победоносный Сатана станет богом. Да избавит меня судьба от такой страшной участи! Я люблю ад, взрастивший мой дух, люблю землю, которой мне удалось принести немного добра, если только это возможно в ужасном мире, где все живет убийством. Ныне благодаря нам старый бог лишился земного владычества, и все мыслящее на земном шаре не хочет знать его или же презирает. Но какой смысл в том, чтобы люди не подчинялись Иалдаваофу, если дух его все еще живет в них, если они, подобно ему, завистливы, склонны к насилию и раздорам, алчны, враждебны искусству и красоте? Какой смысл в том, чтобы они отвергли свирепого демиурга, раз они отказываются слушать дружественных демонов, несущих им познание истины,— Диониса, Аполлона и Муз? Что же касается нас, небесных духов, горних демонов, то мы уже уничтожили Иалдаваофа, нашего тирана, если победили в себе невежество и страх.»
Спасибо!
Читайте новые материалы от мастерской «Тихая» в нашем Telegram канале — https://tele.gg/Silenceworkshop