Постепенное снятие режима ограничений отнюдь не означает, что с нас снимут обязательные теперь намордники. Ведь большинство питомцев уже привыкло к ним. Смысл эпидемиологической истерии состоял в том, чтобы в пылу ограничений примерить к нам строгие ошейники. Похоже, электронных поводков для фискальных властей уже недостаточно.
Те, кто участвовал в моём вебинаре по требованиям, поняли, как виртуозно налоговики используют электронную удавку в виде широкого набора требований, с помощью которых получают доступ к информации и документам. Причём доступ к сведениям налоговики получают как вне рамок проверочных мероприятий, так и в ходе камералок. И если раньше, требование «вне рамок» в основном использовалось в ходе ППА, то теперь это вполне плановая работа.
Этот нехитрый приём позволяет задолго до начала выездной проверки собрать все используемые в дальнейшем доказательства в полном объёме (абз. 2 п.4 ст. 101 НК). Ключевым аргументом для фискала забрать всё и спалить «родную хату» является определение КС от 08.04.2010 № 441‑О‑О. В нём указывается, что инспекторы определяют полноту и, даже, комплектность первичных документов, регистров учета и аналитических материалов, необходимых для проверки.
В большинстве требований, которые вы получаете, налоговики ссылаются на взаимоисключающие основания для истребования документов — статья 93 и статья 93.1 НК. Однако, налоговое законодательство чётко разграничивает перечень документов и оснований, по которым инспекция может истребовать их в ходе проверки (п. 1 ст. 93.1 НК) и вне ее рамок (п. 2 ст. 93.1 НК). Потому что, смысл статьи в том, что мытари могут истребовать всю информацию о деятельности компании в рамках проверки.
Но вне ревизии инспекторы вправе истребовать только те бумаги, которые касаются конкретной сделки. В действительности, инспекторы фактически проводят полноценные проверки, шулерски подменяя возможности «вне рамок проверки» для того, чтобы изучить всю деятельность подопытного кролика.
Однако, сами плательщики не знакомы с абз. 1–3 п. 27 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, в котором чётко прописано про возможность фискалов истребовать документы у налогоплательщика и его контрагентов можно лишь в период проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Это вытекает из ограничения безграничных возможностей налоговиков направлять требования, когда им заблагорассудится. Такое право ограничено сроками проверки (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК).
А это значит, что, получив от вас кипу документов «вне рамок проверки», такие доказательства нельзя использовать, так как получены они с нарушением НК, ввиду их истребования вне сроков (п. 4 ст. 101 НК). Кстати, это прямо указано в постановлении Президиума ВАС от 08.04.2008 № 15333/07, где судьи сказали, что все полученные документы должны иметь отношение к предмету проверки. А какой предмет проверки «вне рамок проверки»? Это абсурд.
К слову, этим же постановлением Президиума ВС установлены и пределы истребования документов, запрещающие налоговикам фантазировать и придумывать несуществующие бумаги, например, аналитические справки и другие отчеты, не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.
Для закрепления позиции рекомендую использовать постановление ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15 со ссылкой на письмо ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309.
Всё это знание поможет вам аргументировано отклонить требования проверяющих.