Найти в Дзене
A&R

Есенин и Америка: как это было?

Но и тогда,

         Когда во всей планете

         Пройдет вражда племен,

         Исчезнет ложь и грусть, -

         Я буду воспевать

         Всем существом в поэте

         Шестую часть земли

         С названьем кратким "Русь".

                                       -С.А.Есенин

Не для кого не секрет, что С.Есенин любил и воспевал свою Родину несмотря ни на что.  Березки, пшеничные поля с васильками, крестьянские мужики, Москва - все это было близким его сердцу. Но мало кто знает, что поэт за свою жизнь успел побывать и в Америке, где тоже испытал немало эмоций.

"Да, я вернулся не тем. Много дано мне, но и много отнято. Перевешивает то, что дано. Я объездил все государства Европы и почти все штаты Северной Америки. Зрение мое преломилось, особенно после Америки. " - говорил С. Есенин. Так что же там произошло?

Поэт вернулся из Америки с противоречивым отношением. Сначала новый свет его привлек. Есенина поразила эта железная и гранитная мощь. Он восхищался Нью-Йорком, Бродвеем, Бруклинским мостом, громадными броненосцами. Он был удивлен масштабом и тем,что такое может быть создано человеком. Первое впечатление было сильным, почти детским. После крестьянской Руси он увидел роскошь, масштабность, золото.

Есенин хотел влиться в эту индустрию, в этот мир, понять его и полюбить. Но все же с течением времени первое впечатление сменилось на другие. Во-первых ему было некомфортно оттого, что там его считали лишь вторым лицом, мужем Айседоры Дункан, когда в России и в Европе он считался знаменитым поэтом.Во-вторых, он был в глубинах Америки и понял что Нью-Йорк и Чикаго это лишь праздничное и выставочное лицо страны. Он много стал размышлять о сути Америки, об его устройстве. И в-третьих он осознал, что хоть и люди здесь живут хорошо, но "в страшной моде господин доллар, на искусство всем начхать". Есенин даже не захотел издавать стихи, он считал что попросту никому это там не нужно.

"Здесь все выглажено, вылезано и причесано так же почти, как голова Мариенгофа". Для Есенина такое было чуждо. "Америка — это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня курс держат на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали пока что Рокфеллера и Маккорина, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др."

Таким образом, для Есенина Америка это то, что одновременно его и восхитило и возмутило.