Знаменитая книга Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» рассказывает о боевых и ежедневных бытовых подвигах, которые совершали советские женщины во время Великой Отечественной войны.
В Советской армии воевало около миллиона женщин. В книге Алексиевич они вспоминают не о боевых наградах, а о том, что пришлось отрезать косы, что не было обуви и одежды подходящего размера, как умирающие солдаты просили поцеловать на прощание, как командир наказал за букет фиалок на штыке.
В оптике есть понятие «светосила» — способность объектива хуже-лучше зафиксировать уловленное изображение. Так вот, женская память о войне самая «светосильная» по напряжению чувств, по боли. Я бы даже сказала, что «женская» война страшнее «мужской». Мужчины прячутся за историю, за факты, война их захватывает, как действие и противостояние идей, различных интересов, а женщины встают из чувства. Они способны увидеть для мужчин закрытое. Это другой мир. С запахом, с цветом, с подробным миром существования.
Сотрудники РГБ в 2020 году нашли в фондах фотографии, которые неожиданно иллюстрируют книгу Алексиевич. Их автор — военный фотокорреспондент Сергей Струнников. В библиотеке хранятся около 1000 фотографий Струнникова, и среди них — те самые женские лица войны.
Струнников работал в газете «Правда» практически с начала войны и погиб под Полтавой летом 1944 года. Ему было 36 лет.
Своё творческое кредо фотограф формулировал так: «Отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое».
Сергей Струнников говорил про свою работу: «Фотография — это документ… И если я заставлю людей позировать мне, играть ради снимка, то займусь не чем иным, как подделкой документов».
Героини фотографий Струнникова обретают голос благодаря Светлане Алексиевич:
Сахар не ешь, а бережёшь, чтобы чёлочку им накрахмалить...
В мужских трусах ходили и майках...
Я пять лет ни одного платья не видела. Я забыла даже, как шьётся
платье.
Мы оставались женщинами. Знаете, вот мой штурман. Она хотела фотографию домой послать, так мы ей, у кого-то нашелся платок, повязали тот платок, чтобы погонов не было видно, закрыли гимнастерку одеялом. И она как будто в платье... И вот так сфотографировалась.
Когда Ленинка откроется после карантина, зайдите в Розовый зал на выставку фотографий Сергея Струнникова, и вы увидите «другой мир» войны.