В 1930 году в Америке утвердили кодекс для производства фильмов. Он назывался кодекс Хейса, по фамилии президента ассоциации прокатчиков и производителей. Под ним подписались и те и другие.
Продюсерам, которые хотели чтобы их фильмы крутили в кинотеатрах, нужно было следовать строгим правилам. Ведь если на фильм придут миллионы зрителей, кто-то должен нести ответственность за их нравственное воспитание.
Влияние кинематографа становилось слишком сильным и голливудчиков нужно было притормозить.
Фильм 1932 года «Лицо со шрамом» режиссёр Говард Хоукс успел выпустить в последний момент.
В 1934 году кодекс Хейса стал стандартом и показать такой фильм уже бы не получилось. С точки зрения нравственности, у зрителей могло возникнуть романтизированное представление о гангстерской жизни.
О чём кодекс
Фильм не должен снижать моральные устои зрителей. Если злодей, то пусть будет совершенно испорченный. Негоже, чтобы он вызывал сочувствие.
В кино нужно показывать правильный образ жизни, вдруг зритель захочет скопировать поведение главного героя.
Если один из персонажей преступник, то зритель должен сразу понять — так поступать нельзя. И хорошо бы, чтобы на экране поменьше пили.
Нужно быть бережным с семейными ценностями. Если режиссёр заставляет главного героя изменяет своей возлюбленной, то пусть покажет и страдания от неправильного поступка.
А ещё кодекс запрещал выносить на экран отношения людей разных рас. Непристойные шуточки тоже нужно было урезать.
В кодексе много пунктов, но смысл прост: кино должно служить моральным ориентиром для американских зрителей.
Уж слишком быстро кинематограф ворвался в культуру и общество ещё не успело выработать критическое отношение к происходящему на экране. Многие смотрели на героев и пытались им подражать.
Хорошо или плохо
В Голливуде 20-х постоянно случались скандалы. Актёры и режиссёры совершали преступления и попадали в передряги. Это многим не нравилось. На киностудии давили политики и требовали прекратить бесчинства как в жизни, так и на экране.
Голливудчикам ничего не оставалось, как заняться самоцензурой. Да, кодекс Хейса — инструмент самоцензуры. Но продержался он недолго.
К концу 50-х конкуренция стала расти. Появились иностранные режиссёры, которым не было дела до американских ограничений. Некоторые из них даже специально снимали назло голливудским шаблонам. Запретить зарубежные фильмы у американцев не получалось.
Комедии «В джазе только девушки» отказали в прокате, но, несмотря на это, фильм собрал кучу зрителей. Кодекс больше не мог сдержать режиссёров.
Отмена кодекса
Кодекс отменили в 1967 году. Вместо него Американская киноассоциация приняла рейтинговую систему MPAA, которая используется до сих пор.
Фильму присваивается одна из пяти категорий:
G — без ограничений, фильм могут смотреть даже дети.
PG — детям лучше смотреть фильм с родителями, герои могут ругаться.
PG-13 — фильм не рекомендован для детей. До 13 лет его лучше не смотреть. Герои могут ударять друг друга и делать намёки, понятные только взрослым.
R — до 17 лет можно смотреть только с родителями. Герои будут драться и ругаться. Родителям рекомендовано самим изучить, пригоден ли конкретный фильм для их ребёнка.
NC-17 — только для лиц, достигших 18 лет. NC-17 значит No One 17, то есть запрет до 17 лет включительно. Фильмы, получившие такой рейтинг, могут показывать на экране любые пороки.
В 1983 году вышла новая версия фильма «Лицо со шрамом» с Аль Пачино в главной роли. Ремейк превзошёл оригинал. Кино присвоили рейтинг R.
На самом деле, если бы кодекс не отменили, то большинство современных фильмов в Америке никогда бы не вышли. Зато сегодня зритель сам решает, какой морали следовать, лишь бы возраст подходил для просмотра.