Найти тему
Футбол вокруг нас!

Расизм и испанский спорт. Часть первая.

Марсело  в 2010г
Марсело в 2010г

Примечание: это первая часть в серии из трех частей о расизме в испанских видах спорта, которая началась в «Управлении Мадридом» после поражения Реала » со счетом 3:2 в Суперкубке   против Барселоны.

На 45-й минуте «Суперкубка Испании» в среду «Реал Мадрид» оставил позади Марсело Виейру (темнокожего бразильского игрока с очень плохим прошлым), готового выйти на поле против «Барселоны» на всемирно известном домашнем стадионе каталонского клуба. Камп Ноу. Когда он подошел к боковой линии, скандировали "Mono!" («Обезьяна!») Поглотила стадион.

Всего несколькими днями ранее, правый защитник Барселоны (еще один темнокожий бразилец), Дани Алвес получил аналогичное обращение от фанатов Реала в футбольном соборе в Мадриде, Сантьяго Бернабеу. Взятые оттуда, эти два инцидента могут быть просто смущающими, даже достойными серьезного наказания; но на самом деле это всего лишь недавние проявления давней традиции расизма в испанском спорте, которая приносит позор всей стране.

Испанцы всегда имели сложные отношения с расой: до правления католических королей Фердинанда и Изабель (и последующего изгнания мусульман и евреев во время жестокой инквизиции) Испания была одной из самых космополитических стран позднего средневековья в Европе. (И да, я думаю, что важно вернуться так далеко, большое спасибо).

Мавританские североафриканские армии Омейядского халифата сумели завоевать большую часть Испании примерно к 718 году н.э., и к началу 8- го века мусульманская Испания начала процветать как один из важнейших интеллектуальных и экономических центров Европы. Ученые евреи, мусульмане и христиане объединились, чтобы открыть новую эру интеллектуального любопытства. В общем, это было время мира на Пиренейском полуострове, поскольку новые мусульманские лидеры направили большую часть своей агрессии на правителей-вестготов:

«Христианам пообещали свободно исповедовать свою религию, а в некоторых случаях и большую социальную и экономическую справедливость. Права меньшинства латиноамериканских меньшинств, по-видимому, уважались. Хотя христиане должны были платить особую дань, вначале это было скромно. В общем, поборов было, возможно, не больше, чем при вестготах. В течение более столетия христианам в городах было позволено жить полуавтономным местным существованием, а в некоторых случаях они делили свои церкви с исламскими верующими».

Однако мусульманская Испания достигла своего пика, и к 722 году (и в битве при Ковадонге, для тех, кто заинтересован) христианские иберийцы начали чрезвычайно трудный процесс «Реконкисты» или «повторного завоевания». Граница между мусульманской и христианской Испанией колебалась в течение большей части 700 лет, пока короны Кастилии и Арагона не были объединены браком Фердинанда и Изабеллы в 1469 году. К 1492 году католические короли уничтожили последний остаток мусульманской Иберии с их победой над Эмирата Гранада.

Семена испанской расовой напряженности были посажены здесь. В 1492 году католические короли начали свою инквизицию, сначала вынудив евреев принять обращение или столкнуться с изгнанием, а затем через несколько лет сделали то же самое с мусульманами.

Многое было и еще можно сказать об этом периоде в испанской истории; Я не собираюсь подробно останавливаться на этом. Но то, что я хочу подчеркнуть, - это явная дихотомия в отношении испанцев к расе и религии, которая присуща двум противоположным повествованиям о средневековой мусульманской иберии и католической Испании раннего Возрождения. (Даже в известном испанском эпическом стихотворении «Эль-Кантар-де-Мидо-Сид» автор имеет дело с религией и расой совершенно современным образом: хотя Сид борется против мавров, по большей части они играют положительные роли в истории, так как главные злодеи, Infantes de Carrión, - это христиане, которые изнасиловали дочь эль Сид).

В период между 1492 и 1931 годами произошло много важных и значимых вещей, где моя история возобновилась, но у меня нет времени (и у вас, вероятно, нет терпения), чтобы я обратился к ним здесь. В 1931 году испанцы образовали вторую Испанскую республику после того, как им удалось свергнуть фашистского диктатора генерала Мигеля Примо де Риверу. Эта Вторая республика, как известно, была одной из самых либеральных в мире, и сразу же предложила избирательное право женщинам и политическую автономию баскским регионам, Каталонии и Галиции.

Конечно, либеральный рай не мог продолжаться в начале 20- го века, и Испания вскоре впала в болезнь фашизма, так как генерал Франциско Франко взял на себя управление после ужасно кровопролитной гражданской войны (1936-1939). После огромного кровопролития новоиспеченное фашистское правительство Испании начало новую социальную программу, основанную на принципах антикоммунизма, католицизма и национализма. Вы можете представить, как к этой системе относились меньшинства и иммигранты. 

Так что я пытаюсь получить? И какое отношение все это имеет к Реал Мадриду и Барселоне?

Ну, это, конечно, сложнее, чем остальное, но я попытаюсь объяснить это для вас: Испания - это биполярная страна, которая периодически подвергается идеологическому анализу из стороны в сторону. Таким образом, противоречивые взгляды на меньшинства, иммигрантов и права женщин были объединены и смешаны.

В некотором смысле Испания является одной из самых прогрессивных стран в мире: например, они были одними из первых стран в мире, которые легализовали однополые браки. Но в других отношениях Испания отстает от таких стран, как Англия (и, конечно, Соединенные Штаты), в решении культурных проблем, таких как расизм. Эти проблемы особенно очевидны в спорте, когда напряженность повышается, а грубые эмоции раскрываются; но, возможно, более насущные проблемы скрыты под поверхностью.

Реальные проблемы, которые эта длинная, сложная культурная история создала для Испании, не подтверждаются во время крупных спортивных мероприятий; скорее они встроены в отношения, которые управляют и создают эти отвратительные действия. Когда Тони Кальдерона, человека, который появился с черным лицом на гоночной трассе Формулы-1 в Барселоне, чтобы перебить Льюиса Хэмилтона из Англии (первого гонщика Формулы-1), спросили, например, о его действиях, он ответил:

«У нас не было ни малейшего намерения насмехаться над кем-то, тем более смеяться над [Гамильтоном] из-за цвета его кожи», - говорит Тони Кальдерон, один из тех, чьи нарисованные лица появились в газетах по всему миру на этой неделе. «Я не расист, и мне стыдно выступать в английской прессе».
Кальдерон говорит, что хотел привнести в гоночный трек немного юмора, и многие в то время думали, что он и его друзья фанаты Гамильтона».

Это проблема: во многих отношениях эти расистские хеклеры не знали о том, что они делают, пытаясь «внести немного юмора», не понимая глубоко оскорбительную социально-политическую парадигму, которую они повторяли.

Подобный инцидент произошел перед Олимпийскими играми 2008 года в Пекине, когда мужская сборная Испании по баскетболу появилась на снимке, притягивая взгляд в сторону, имитируя особенности Восточной Азии. Лос-Анджелес Лейкерс-центр Pau Gasol отреагировал с некоторой степенью шока на возникший шум, в то время как Хосе Мануэль Кальдерон, разыгрывающий Торонто Рэпторс, выразил аналогичное мнение:

«Это было что-то вроде смешного или чего-то, но ни в коем случае не оскорбительного», - сказал испанский центр Пау Газоль, который также играет за «Лос-Анджелес Лейкерс». 

«Извините, если кто-то подумал или понял это неправильно и подумал, что это оскорбительно». 
«Мы чувствовали, что это что-то уместное, и что это будет воспринято как ласковый жест», - сказал Кальдерон.
-2

Эти комментарии двух звездных спортсменов в сжатой красоте выражают проблему с испанскими концепциями гонки. Это тонкое незнание мирового расового диалога: эти игроки действительно не хотели обидеть, они, вероятно, просто отвечали на запрос фотографа и не удосужились об этом подумать.

И это проблема. Они не удосужились подумать. В этом и заключается проблема расизма, имевшего место на спортивных мероприятиях, от продолжающихся издевательств над Марсело и Алвесом до ужасающих неприличных выкрикров "Обезьяна" во время товарищеского матча против Англии в 2004 году, некоторые испанские фанаты просто не останавливаются и не думают.

Так, где это оставляет нас? У нас нервная задача воспитания. Мы должны начать открытый диалог о гонках в спорте и расизме в целом. И даже более того, мы должны иметь решительные, прямые и немедленные действия против команд, игроков и организаций, которые подразумевают это поведение.

Так что я буду делать с этим? Во-первых, я бы закрыл «Камп Ноу» и «Бернабеу» на два-три матча. Пару игр приостановки расистских песнопений начнут делать свое дело.

Но это должно пойти еще дальше: должна быть системная общенациональная кампания, чтобы начать диалог о расе, который слишком долго откладывался. Испанцы - удивительно умная группа, но в данном случае это не просто зловоние из нескольких тухлых яиц, которые разрушают восприятие Испании по всему миру. 

Эта проблема носит эндемический характер и скрыта в системе, и мы должны сделать все возможное, чтобы искоренить ее, прежде чем она еще больше смущает наш великий спорт.