Найти тему
Записки психолога

Завещание Анастасии. ч. 3

Вскоре в приходе произошли большие перемены – наш Батюшка переехал в другой город, и все решили, что завещание Анастасии потеряло всякий смысл, и будет переписано. Видимо, так решили и родственники Анастасии, которые стали снова появляться в ее жизни и даже накрыли стол и приготовили угощение на день ее рождения.

В тот год День рождения Анастасии совпал с Пасхой, и ночью прямо за пасхальной трапезой уже другой Батюшка и весь приход поздравили ее с этим радостным совпадением. После Анастасия звонила одной прихожанке и дрожащим голосом признавалась, что в тот момент от счастья небо для нее соединилось с землей. Много ли ей для счастья было надо… Всего несколько приятных слов в пасхальную ночь…

Перед своим самым последним путешествием Анастасия повела себя очень странно. Одной прихожанке дала небольшую сумму денег, попросив поминать ее покойного мужа и сестру, как будто знала, что молиться за них в этом мире скоро больше будет некому. Кому-то сказала, что уезжает в паломническую поездку, другим – что едет к родственникам – и пропала. Хватились ее поздно, недели через две, так как все решили – уехала (такое с ней случалось ближе к лету). Когда открыли квартиру – это стало настоящим испытанием для тех, кто нашел тело Анастасии. Что ж, таков предел человеческого одиночества – умирать одному.

Конечно, появились родственники, спросили про завещание. А оно лежало целехонько в сейфе, и значилось в нем, действительно, что все свое имущество Анастасия своей последней волей завещает нашему приходу, который, так же по ее воле, должен ее похоронить по всем православным обычаям.

-2

Здесь надо сказать, что приход к этому времени проводил в последний путь уже не одного и не двух своих сестер и братьев. Были среди них и те, кого приходилось собирать в вечную жизнь при живых детях, не явившихся, в силу занятости, даже на похороны. Анастасия была свидетельницей этих печальных историй, и понимала, что уходить надо по-христиански, а обеспечить отпевание полным чином и христианское прощание можем только мы – родные по духу люди.

Родственники Анастасии предложили отпеть ее в больничном морге, но во главе с нашим новым священником мы решили отпевать ее только в нашем приходском Храме, где и было ее постоянное место.

Отпевали и хоронили тихо, все были подавлены – по-другому хотелось бы нам проститься с Анастасией, но она и Бог написали этот сценарий по-своему.

После похорон родственники обратились к нашему новому главе прихода с утверждением, что завещание несправедливое. Позже они предоставили письмо, составленное, по всей видимости, грамотным юристом, из которого следовало, что родственники много сил положили на уход за больной с детства Анастасией, которая в последние годы была уже «сильно не в себе». Множественные отсылки к неадекватности Анастасии заставили и приход, и священников, которые были знакомы с этой непростой ситуацией, глубоко задуматься – как быть с завещанием? И волю умершей принято соблюдать, и, в то же время, не хотелось провоцировать судебные тяжбы, отбрасывающие тень на Церковь… Никто не сомневался, что родственники, действительно, много лет помогали Анастасии и поддерживали ее. Почему они не делали этого в последние годы, и стало ли завещание тем камнем преткновения, из-за которого оскудела любовь – сказать трудно. Бог, как говорится, всем судья.

И было решено забыть о завещании Анастасии и не и не давать ему силу действия, чтобы ни у кого не было повода обвинить прихожан в корысти или алчности, а нашу Анастасию в неадекватности.

-3

Прошло время. Наш приход по-прежнему молится в храме, почти на каждую службу приходит Лариса, соблюдая важное постоянство молитвы. На полузаброшенную могилку Анастасии с простым крестом иногда приходит Таня и убирает там. На могилке вот-вот зацветет куст белой сирени. В маленькой квартирке Анастасии идет ремонт.

А я стою на перед заупокойным подсвечником и вспоминаю тот графитовый миниатюрный силуэт в апрельском воздухе: шляпка, сумочка, нарциссы… И думаю, что родство земное и небесное причудливо сочетаются в этом мире, и что у Бога нет мертвых. Особенно на Пасху.

Из цикла "История одного прихода".